Туризм — это отрасль, на которую руководители России, следуя глобальной тенденции, возлагают большие надежды. Продвижение национальных туристических маршрутов даёт стране не только популярность в мире, но и хороший доход бюджету. Но туризм бывает не только познавательным или пляжным, его особое и перспективное направление — корпоративный или бизнес-туризм, который требует совершенно отдельного подхода. Зато при внимательном отношении к этой сфере страна может получить и особый экономический эффект.
Собеседник «Э-Вести» — генеральный менеджер преуспевающей московской гостиницы «Ренессанс Москва Монарх Центр» и Председатель Комитета Ассоциации европейского бизнеса по гостиничному бизнесу и туризму Армин Эберхард — в целом оптимистично настроен в отношении перспектив России в развитии бизнес-туризма. Он верит в то, что нашей стране удастся расширить свои туристические возможности за счёт привлечения европейского рынка. Читайте его интервью, и Вы многое узнаете о бизнес-туризме вообще и российских преимуществах на этом направлении в частности.
ЭВ: Армин, Вы неоднократно говорили о том, что немецкий опыт продвижения делового туризма может быть полезен при развитии российского рынка. Можно ли Вас попросить пояснить, почему Вы так считаете?
Армин Эберхард: С того момента, как завершился очень успешный проект ФИФА (FIFA Football World Cup Russia), который включал в себя Москву, город значительно увеличил номерной фонд. Но для того чтобы обеспечить загрузку этих номеров, образовавшихся после Чемпионата мира по футболу 2018 года, необходимо привлечь зарубежные рынки.
С начала кризиса в 2014 году мы наблюдали новый и растущий приток туристов из стран Дальневосточного региона; преимущественно рос турпоток из Китая и Индии. Но если мы говорим о достижении качественного баланса в туристическом спросе, то это направление не обеспечивает отрасль прибыльностью, достаточной для реинвестирования и развития.
На мой взгляд, ключевые возможности для этого в продвижении делового туризма, включающего в себя проведение встреч, корпоративов, конгрессов и выставочных мероприятий. Если туристическая отрасль Москвы станет площадкой для делового туризма, то она получит хорошую прибыль.
В Германии находится самый крупный рынок делового туризма Европы, а если добавить к нему говорящие по-немецки страны Центральной Европы, то перспектива ещё лучше. Таким образом, завоевание немецкого рынка делового туризма в текущей ситуации изоляции и застоя в дипломатии – это ключ в том, чтобы заново представить на рынке делового туризма российские направления, в особенности Москву.
ЭВ: Если мы говорим о немецком рынке делового туризма, то каких туристов там больше: внутренних германских (европейских), или он в большей степени зависит от иностранцев?
Армин Эберхард: Немецкий рынок делового туризма преимущественно работает на внутреннем спросе, если мы говорим о проведении корпоративных мероприятий. Если же мы говорим о проведении конференций и конгресс-мероприятий, то это зависит от их фокуса, международные ли они или национальные. В зависимости от этого и участники будут с того или иного конца мира.
ЭВ: Какого рода площадки чаще задействованы на рынке делового туризма Германии: специализированные конгресс-центры, отели или что-либо ещё?
Армин Эберхард: В ходе нашей последней конференции по деловому туризму её немецкие участники подчёркивали, что сегменты корпоративов и выставочных мероприятий предъявляют требование к рынку разнообразить предложение. И мы видим схожие тренды в тех же сегментах российского рынка.
На рынке делового туризма Германии востребовано контрастное смешение постановочных строгих, протокольного типа мероприятий с пребыванием на улице и на природе. Чередование формальных и расслабляющих элементов позволяет формировать интересные программы для клиента, а он ищет именно этого.
И Россия – это та страна, которая на своих широких просторах может сделать всё что угодно. Конечно, бюджет проекта играет огромную роль. По нашему опыту, корпоративные мероприятия могут делаться как для нескольких сотен, так и для нескольких тысяч слушателей; и нам известны примеры высококачественных корпоративов для менее 50 делегатов.
Что касается отелей, то они замыкают на себе большую часть деловых прибытий, хотя здесь налицо лимитирование числа номеров. Большие конгрессы, конечно, удобнее проводить в специализированных конгресс-центрах, а корпоративные и выставочные мероприятия, более гибкие в организационном плане, в зависимости от размера и тематики, требуют привлечения разных площадок размещения для реализации их программы, охватывающей зачастую несколько дней.
ЭВ: Есть ли в деловом туризме сезонность – такая, какая свойственна познавательному или пляжному туризму? Я подозреваю, что корпоративы могли бы компенсировать низкий туристический сезон.
Армин Эберхард: Если мы говорим о немецком рынке делового туризма, то его высокий сезон приходится на май и ноябрь – я цитирую эксперта рынка Иво Бауманна. А обычный период отпусков сезон начинается с середины лета. То время, когда в большинстве сотрудники отдыхают от своих производств, и есть низкий сезон для рынка делового туризма.
Кроме того, мы видим, что выставочные мероприятия выпадают на раннюю часть года, хотя, например, для фармацевтики и встреч по продажам и продвижению продуктов это не так.
ЭВ: Какие факторы воздействуют на индустрию делового туризма в Германии и в мире?
Армин Эберхард: Главный фактор — это доступность площадок для определённого размера аудитории. Крупные проекты требуют большого числа размещений, крупных залов и возможностей для организации мероприятий с большим числом гостей. Корпоративные мероприятия на высшем уровне, организуемые для небольших групп, напротив, не нуждаются в больших отелях и ищут частных, эксклюзивных и индивидуальных решений. Большинство направлений делового туризма сегодня могут предложить выбор в зависимости от требований клиентов. Такие направления и будут пользоваться наибольшим спросом.
Сезонность играет свою роль, и нам известно, например, что страны, где есть ярко выраженная зима, предпочитают в тёмные периоды года путешествовать туда, где в это время лето.
Доступность направлений делового туризма с точки зрения дороги как фактор играет ключевую роль, месту назначения необходимо иметь регулярные рейсы и настолько прямые, насколько это возможно, чтобы обеспечить перемещение в определённом направлении нескольких сотен или тысяч человек по морю или по воздушному пространству – иначе сделки не будет.
Безусловно, важна и доступность страны с точки зрения миграционного законодательства, и чем либеральнее страна в этом вопросе, тем проще организатору пригласить в неё гостей на мероприятие; это позволяет контролировать риски проекта. Упрощение визового режима сделало бы российские направления конкурентноспособными по отношению к европейским направлениям.
Ещё один фактор – это себестоимость, которая должна соответствовать бюджетам проектов.
ЭВ: Какие ценовые сегменты делового туризма наиболее популярны в Германии?
Армин Эберхард: С точки зрения сервиса отелей, это зависит от логистики проекта и размера аудитории. Также бизнес-путешественники решают вопрос о «звёздности» в момент создания проекта, чем больше выставочное или корпоративное мероприятие или конгресс – тем больше пространства ему требуется, и тем важнее местоположение отеля. Небольшие мероприятия более свободны в своём выборе.
ЭВ: Сколько инвестиций государству потребовалось сделать в немецкий бизнес-туризм, чтобы достичь такого уровня развития рынка?
Армин Эберхард: Поскольку в Германии федеративное государственное устройство, туристическое направление, включающее в себя бизнес-туризм, управляется каждым регионом отдельно. Это можно проследить по нашим известным выставочным гигантам — IMEX и MITT, где каждый регион представлен собственным стендом. У каждого есть собственные выставки и туристические бюро.
Могу сказать, что наибольшая часть инвестиций делается частным бизнесом. Как говорит опыт европейских лидеров делового туризма (Вены, Праги, Мюнхена и прочих), совместная работа бизнеса и конгресс-бюро даёт наибольший результат.
ЭВ: Но как же государство поддерживает деловой туризм в Германии и Европе?
Армин Эберхард: Оно осуществляет прежде всего инвестиции в инфраструктуру, но также поддерживает частные инициативы, поступающие от конференц-бюро, агентств, гостиниц, ресторанов и других игроков рынка. Оно организует посещение ключевых выставок по всему миру, оказывает поддержку приему делегатов с программами, показывая им город и его возможности, поддерживает road shows в других странах, в которых имеется целевая аудитория.
ЭВ: Есть ли у Вас прогноз по тому, каким по объёму может стать российский рынок делового туризма?
Армин Эберхард: Российский рынок становится всё более сконцентрированным на российских направлениях. Локализация и импортозамещение, а также различные пагубные инициативы в этом роде создали искусственные барьеры как для торговли, так и для деловых поездок. И не забудьте к этому добавить пропаганду, влияющую на восприятие места назначения. Поэтому сначала российским компаниям и агентствам необходимо ещё создать соответствующий спрос.
В связи с тем, что самая большая страна мира имеет относительно небольшое население по сравнению с ростом для рынка делового туризма, он не может опираться только на внутренний спрос. Да, многие международные компании уже работают во всех сегментах промышленности в России, и их деятельность здесь очень важна. Но они также ищут возможности вовне, проводя мероприятия в Средиземноморье или Турции и т. д. Таким направлениям как Москва ещё предстоит убедить зарубежные компании этого не делать, и предложить им попробовать проводить мероприятия в России.
ЭВ: Сможет ли Россия предложить условия проведения мероприятий, конкурентоспособные по отношению к европейским и соответствующим международным стандартам? Какие для этого потребуются условия?
Армин Эберхард: России, особенно таким её направлениям как Москва, есть что предложить иностранным компаниям. Хотя Москва как центр делового туризма почти неизвестна, а аналогичные города Чехии, Польши, Болгарии и Хорватии известны очень хорошо, Россия представляет большой интерес как страна, в которой есть всё.
Если в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург и Казань будут осуществляться крупные инвестиционные программы, эти города получат необходимые удобства, отличную связь и большой ассортимент возможностей для проектов корпоративного рынка, в самих городах и вокруг них.
Кроме того, необходима концепция и поддержка инициатив со стороны города и правительства, которая позволит рассказать миру об этом. При этих условиях бизнес-туризм России будет конкурентоспособным и сюда придёт целевой клиент. И, конечно, важным обстоятельством продвижения пакета станет анонсированное упрощение визового процесса с возможностью оформления электронной визы.
ЭВ: Армин, какие преимущества Москвы как направления делового туризма Вы видите?
Армин Эберхард: Москва – крупнейший европейский город, у для тех путешественников, которые это понимают, уже это обстоятельство вызывает интерес.
Номера, конгресс-холлы, выставочные центры, сцены, рестораны и возможности для развлечений – всё это абсолютно конкурентоспособно по отношению к любому европейскому мегаполису, а порой и лучше многих из них. Динамика открытия новых проектов, таких как развитие лофт-площадок в старых и новых зданиях, ресторанного предложения типа Depo Food mall – всё это позволяет выбрать Москву среди других европейских центров делового туризма как вариант для предложения клиентам – вариант новый, не похожий ни на что иное.
В плане цены, конечно, Москва не самый дешёвый центр, потому что это столица. Но по сравнению с зоной евро она имеет перспективы и в ценовом отношении. Особенно в части мероприятий, собирающих большие аудитории.
И, конечно, важно акцентировать внимание на хорошей транспортной доступности города как по суше, так и по воде.