Закрытие неба, карантинные меры и экономический кризис не могли не сказаться на гостиничном бизнесе России. Очевидно, он стал одним из наиболее пострадавших во времена пандемии коронавируса. Но одновременно отели не являются стратегическим объектом, и об их господдержке особых разговоров не возникало.
Как выживает отельный бизнес в это трудное время, чем он живёт и, главное, каково его будущее? Об этом культурно-политический журнал «Э-Вести» говорит с одним из наиболее информированных и знаменитых экспертов рынка — Армином Эберхардом, генеральным менеджером фешенебельной гостиницы «Ренессанс Москва Монарх Центр». Мы уверены, что его точка зрения отражает не только мнение о ситуации крупного и успешного европейского бизнеса, но и всех отельеров России.
ЭВ: Армин, расскажите, пожалуйста, что сегодня происходит с отельным бизнесом в России? Вы работаете или нет?
Армин Эберхард: Серьёзное экономическое потрясение, вызванное по всему миру COVID-19, не привело к закрытию границ внутри России. Более того, российские власти не давали распоряжения закрывать большинство отелей страны. Однако ограничения, наложенные на международные и внутрироссийские поездки, в значительной мере приостановили прибытия в Москву, и, кроме того, был введён обязательный 14-дневный карантин для приезжающих. Закрытие ресторанов и кафе не позволяет осуществлять эту нашу деятельность в обычном объёме.
Так вышло, что мы на сегодняшний день работаем ради задержавшихся в Москве гостей и авиационных экипажей, работающих на коммерческий и корпоративный сектор. Мы заботимся сегодня о них, тем самым оказывая поддержку усилиям по самоизоляции и стараемся сделать их пребывание наиболее комфортным.
ЭВ: Каково сегодня регулирование отельного бизнеса со стороны Роспотребнадзора и других официальных лиц?
Армин Эберхард: Регулирование отельного бизнеса в эпоху коронавируса по-прежнему в процессе разработки, инструкции всё прибывают и прибывают. Это правила карантина, социального дистанцирования, защиты сотрудников, отчётности, регулярная проверка персонала и многое другое.
ЭВ: Есть ли у Вас информация о том, когда станет возможным проведение конференций? Это потребует дальнейшего регулирования, а открытие, наверное, будет осуществляться в несколько этапов?
Армин Эберхард: Бизнес конференций страдает в этих условиях больше всего, и эта ситуация будет иметь для него самые тяжкие последствия. Люди из разных городов, регионов и стран, встречающиеся в составе больших делегаций для обмена идеями, обучения, продажи или налаживания контактов станут вызовом для всех заведений, которым надлежит сделать так, чтобы эта деятельность продолжалась с минимальным риском заболеть для участников. Так что восстановление этого сегмента нашей отрасли будет при любом раскладе очень медленным, и состоится в четвёртом квартале 2020 года. До конца года останутся нормой видеоконференции и цифровые решения. А большие выставки и конгрессы ещё потребуется возродить в ближайшем будущем, это будет сопряжено с огромными усилиями.
ЭВ: Есть ли у Вас оценки убытков, которые понесла индустрия гостеприимства за пандемию?
Армин Эберхард: В марте 2020 года убыток от ограничений составил 20% предполагаемого оборота. Если мы считаем, что период самоизоляции продлился только с апреля по июнь, то на конец года мы потеряем 25%.
Конечно, мы понимаем, что после снятия ограничений бизнес тотчас же не вернётся на прежний уровень. Мы ожидаем очень длительного восстановления, наиболее длительного и трудного, как я уже говорил – в конференционном сегменте. Наш прогноз для этого сегмента предполагает, что на оставшийся год в последующие месяцы будет возможным наверстать не более 40% былого оборота, и потери оцениваются в 60%-80% оборота за весь 2020 год. В тех же регионах, где бизнес был вынужден полностью закрыться, убытки будут ещё больше.
ЭВ: Я полагаю, что все государственные распоряжения требуют дополнительных издержек. Но в нынешних условиях, можно ли будет возместить их коррекцией цен или господдержкой?
Армин Эберхард: Вопрос о стоимости удовлетворения требований в связи с коронавирусом получит ответ, когда появится весь объем инструкций и требований. И тогда каждый бизнес должен будет взвесить целесообразность открытия бизнеса с дополнительными ограничениями и затратами и убедиться, что эти суммы могут быть компенсированы ценами.
ЭВ: Видите ли Вы какую-либо принципиальную разницу между последствиями COVID-19 для гостиничного бизнеса в России и в Европе?
Армин Эберхард: Во многих европейских странах отели были закрыты по приказу правительств, кроме тех, которые в некоторых странах обслуживали медицинский персонал. Принципиально воздействие прекращения внутренних и международных путешествий на наш бизнес, таким образом, во всех странах оказалось одинаковым.
ЭВ: Каким будет отельный бизнес после пандемии, когда он заработает во всю мощь?
Армин Эберхард: Корпоративный спрос будет потихоньку возрастать, в первую очередь начнутся индивидуальные поездки в Москву. Это произойдёт тогда, когда компания позволит своим представителям приезжать к клиентам, как только она снова разрешит командировки. Вскоре начнут ездить частные клиенты и будут проходить небольшие по числу участников деловые встречи. Затем вернутся люди из других городов России, они снова будут проводить здесь досуг. А вот международный туризм вернётся не сразу, это займёт время.
ЭВ: Я слышала, что российское правительство запретило увольнять людей в эпоху пандемии. Как можно сохранить людей, ведь отель не может быть переведен в дистанционный режим?
Армин Эберхард: Да, правительство неоднократно заявляло о том, что оно сурово накажет те предприятия, которые на фоне резкого спада бросят своих сотрудников в разгар кризиса.
На самом деле, не все сотрудники должны всё время находиться в отеле, многие функции (в бухгалтерии, продажах и другом администрировании) могут выполняться удаленно, и большинство отелей быстро переключились на этот режим. Кроме того, составляется новый график работы, и оперативный персонал выходит на неё с учетом сокращения спроса. Если каждый сотрудник готов внести свою лепту в эти изменения, то многие рабочие места реально сохранить.
ЭВ: Как Вы выживаете в таких условиях?
Армин Эберхард: То, что позволяет нам выжить сегодня, в это сложное время – это командный дух, хорошие отношения между членами команды отеля, которые понимают ситуацию. Люди думают о том, как они могут помочь, как можно вместе осуществить процессы обновлений и изменений. Самое главное – это поддерживать друг друга.
ЭВ: Во многих европейских странах отели приглашают медиков, обслуживающих пациентов с коронавирусом, и принимают участие в других инициативах, предоставляя свои площади. Делает ли это Ваша сеть отелей в России и за рубежом?
Армин Эберхард: Да, и в России компании и владельцы гостиниц откликнулись на призыв поддержать усилия медиков, предоставив больничному персоналу жилье. Владелец «Ренессанса» сделал это за свой счет без государственной компенсации, и другие тоже сделали это. Я считаю, что они заслуживают аплодисментов за свои дела!
ЭВ: Есть ли какие-то положительные моменты в текущем опыте жизни при COVID-19?
Армин Эберхард: Вызов для экономики, возникший вследствие этого кризиса, только даёт о себе знать. Его последствия будут ощущаться много месяцев, а может быть, и годы спустя, поэтому положительных аспектов как таковых в нынешней ситуации я не вижу. Но что меня вдохновляет – так это видеть, как отдельные члены команды объединяются, понимают ситуацию и поддерживают друг друга, чтобы вместе пройти через кризис. Я, например, горжусь тем, что работаю с таким коллективом.