Автомобили по подписке: для тех, кому дороги автокредиты

Автомобили по подписке

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ) и аналитического агентства «Автостат», в 2020 году рынок автокредитования потерял почти 6% от цифр 2019 года. За это время банками было выдано только 896 тысяч кредитов, несмотря на господдержку автокредитования, осуществляемую по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».

Причиной падения стали карантинные меры апреля-мая 2020 года, но также объективное снижение доходов населения, для которого взятие кредита становится непомерно дорогим удовольствием. Остальные же ищут минимальный из возможных процентов за пользование кредитом.

По данным «Автостата», наиболее чувствительным критерием при выборе кредитной организации для 43% потенциальных покупателей автомобилей является величина процентной ставки.

Поэтому, желая расширить объём продаж, рынок нашёл решение — так называемое «автомобиль по подписке» (вариант долгосрочной аренды автомобиля), при котором вопрос приобретения автомобиля решается без финансового посредника вообще. Новинка продвигается на рынке более, чем 20 брендами, в числе которых Volvo, Hyundai, Audi, Genesis, Land Rover, Jeep, Kia, Nissan, BMW и Mercedes-Benz. Они делают это сами или через посредников.

«Автомобили по подписке» если и не заберут себе существенную долю пользователей каршеринга и автокредитов, то расширят число тех, кто может позволить себе автомобиль.

Максим Шишко Генеральный директор АВТОDOM Подписка
Максим Шишко Генеральный директор АВТОDOM Подписка

Максим Шишко Генеральный директор АВТОDOM Подписка, поделился с «Э-Вести» следующим оптимистическим видением перспектив нового предложения: «В условиях падения реальных доходов населения такой способ приобретения автомобилей, без сомнений, станет востребован у части клиентов и их количество каждый год будет расти. Ожидаем, что уже в 2021 году несколько тысяч клиентов приобретут автомобили у различных сервисов подписки

Подписки на автомобили от различных участников рынка (автопроизводители, дилеры, маркетплейсы, банки, агрегаторы и т.п.) будут активно развиваться в ближайшие годы, как и другие продукты, созданные в концепциях умного потребления и совместного пользования. Доказательством этого является каршеринг, который за последние пять лет вырос в Москве в 20 раз – до 30 тысяч автомобилей, а количество пользователей увеличилось в семь раз и достигло миллиона человек.

Подписка выгоднее кредита, так как она исключает финансового посредника, который имеет свою маржу в кредитной сделке, а также обычно обязывает заемщика приобретать дополнительные дорогостоящие страховые продукты. При этом, в отличие от каршеринга, в случае подписки клиент получает абсолютно новый автомобиль в единоличное пользование, также освобожденный от необходимости тратить время и дополнительные средства на техническое обслуживание, смену шин, страхование и уплату налогов.

Кроме того, автомобиль можно менять на новый каждый год или выкупить его в собственность по окончанию срока подписки по изначально оговоренной цене».

Надо сказать, что Максим Шишко сдержан в своих оценках. На рынке продвигаются и более оптимистичные гипотезы, в том числе о том, что однажды по подписке будет продаваться до половины всех автомобилей.

Однако такие перспективы, увы, слишком радужны для реального положения дел. Воспользоваться новым предложением дано не всем: в большинстве случаев водителю надо быть старше 25 лет, он не должен быть активным пользователем автомобиля, проезжающим более 30 тысяч километров в год, и будет вынужден относиться к арендованному таким образом автомобилю максимально бережно, чтобы не попасть на неприятные финансовые последствия серьёзных аварий.

Для серьёзного расширения клиентуры «автомобилей по подписке» рынку предстоит снять эти ограничения. А это, в свою очередь, станет возможным лишь по мере продвижения продукта (когда объёмы позволят нарашивать спецпредложения) или включения его в господдержку. Например, при расширении условий программы «Первый автомобиль». Потому что «автомобили по подписке» — это, в первую очередь, коммерческий продукт и он должен быть прибыльным, как и программа автокредитования.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку