В сознании Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди и других композиторов эпохи барокко существовал «световой контраст» звучания. Считалось, что «светлое» звучание в высоком регистре открывает для слушателя небесный свет, а «тёмное» — низкий регистр, погружает его в мрачное состояние бездны. На игре света и тени Бах достигал особой утончённости небесных образов в религиозных произведениях, и оркестр «Виртуозы Москвы» в Большом зале Московской консерватории 1 июля предложит публике ощутить это сполна.
Современная наука знает, что в темноте у слушателя обостряется слуховое восприятие музыки. Поэтому, по замыслу организаторов концерта, небесные образы и нюансы звучания великих композиторов по-новому раскроются перед слушателями.
Программа, исполняемая без дирижера и в полной темноте получила знаковое название: «Бах. Вивальди. Путь к свету». Она напомнит о том, что оркестр не зря называется «Виртуозы Москвы», им доступно сверхсложное исполнение шедевров классической музыки.
Сольные партии исполнят заслуженные артисты России Алексей Лундин (скрипка) и Вячеслав Маринюк (виолончель), а также лауреаты международных конкурсов Эмиль Мирославский (гобой), Михаил Штанько (гобои) и Александр Непомнящий (виолончель). В программу войдут всемирно известные произведения Иоганна Себастьяна Баха и Антонио Вивальди, обращенные к Богу.
Бах создал как минимум 198 церковных кантат, 6 мотетов, «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну», Рождественскую и Пасхальную оратории, «Траурную оду», Большую мессу h-moll, 4 малые мессы и 5 санктусов, Магнификат D-dur; С 1723 года года композитор служил в Лейпциге кантором (организатором музыкальной части богослужений) Церкви святого Фомы, а впоследствии был назначен музыкальным руководителем всех церквей Лейпцига. Его духовная музыка стала настоящим путем к Свету для современников и потомков.
В то же время (с 1723 по 1740 годы) Вивальди служил священником в церкви «Оспедале делла Пьета» в Венеции. Он писал духовную музыку всю жизнь, включая концерт «Глория», кантаты «Есть Господь» и «Стояла мать скорбящая», ораторию «Торжествующая Юдифь».
Композиторы никогда не видели друг друга, хотя Бах следил за творчеством венецианского коллеги с почтением, восхищаясь его оркестровыми произведениями для скрипичного соло.
Скрипка занимает особое место среди инструментов оркестра «Виртуозы Москвы», где художественным руководителем является выдающийся скрипач-виртуоз Владимир Спиваков. Это ещё одна из причин, почему москвичи с особым нетерпением ждут концерта «Бах. Вивальди. Путь к свету».