«Контрабасист должен быть самым музыкальным музыкантом в оркестре»
Л. ван Бетховен
Крупнейший из семьи струнно-смычковых инструментов, контрабас достаточно долго пробивал себе путь на авансцену музыкального искусства из последних рядов симфонического оркестра. Победа струнного великана была заслугой ряда исполнителей, которые бросив вызов привычным границам оставили в истории не только свои имена, но и коренным образом изменили наше настоящее представление о контрабасе.
Рыцари контрабаса
Итальянский музыкант Доменико Драгонетти (1763-1846) прошел путь от гитары, через скрипку и виолончель и остановил свою неудержимую энергию и феноменальную музыкальность на контрабасе. В качестве первого контрабасиста оркестра святого Марка в Венеции Драгонетти снискал большую славу и получал настойчивые приглашения украсить дворы монархов Лондона и Петербурга. Для удержания при себе виртуоза Венеция регулярно повышала жалованье музыканта и пожаловала ему контрабас выдающегося мастера Гаспаро де Сало.
Переехав в Лондон, а затем совершив поездку в Вену Драгонетти познакомился с Гайдном и Бетховеном, исполняя в камерных сочинениях которого партию контрабаса вдохновил композитора на создание уникальных контрабасовых партий Пятой и Девятой симфоний.
Итальянец Джованни Боттезини (1821-1889), широко известный также как композитор и дирижер, связал свою судьбу с контрабасом отчасти по случайности. При поступлении в Милан в консерваторию скрипач Боттезини был поставлен перед выбором: свободные места остались только на фагот и контрабас. Выбор был сделан верно, так как уже через 10 лет после окончания обучения Боттезини был признан «Паганини контрабаса». Во второй половине жизни выступал преимущественно как дирижер и композитор, но наиболее яркий след оставил в музыкальном искусстве как контрабасист-виртуоз.
Сергей Кусевицкий (1874-1951) в истории музыки равным образом известен и как дирижер и меценат, и контрабасист. Начав свою музыкальную карьеру в качестве первого контрабаса Большого театра, после женитьбы на дочери известного мецената Ушкова Кусевицкий занялся дирижированием и издательским делом, опубликовав сочинения Скрябина, Рахманинова, Прокофьева, Стравинского. Однако контрабас продолжал оставаться в жизни музыканта. Им были написаны Концерт для контрабаса, многочисленные этюды и переложения для инструмента сочинения других авторов.
Первую часть Концерта для контрабаса С. Кусевицкого исполняет известный российский контрабасист Ринат Ибрагимов:
Интересные факты
- Предшественником была контрабасовая виола с пятью струнами и ладами на грифе наподобие современных гитарных. Такой инструмент был известен с середины XVI века. Спустя столетие мастер Тодини на основе виолы сделал новый инструмент, исключив из него лады и нижнюю струну. Последнее стало причиной квартового строя нового инструмента – среди других смычковых контрабас единственный настраивается таким образом. От предшественницы виолы осталась форма корпуса: если сравнить контрабас и, например, виолончель, то у первого «плечи» более покатые.
- Новый инструмент был практически забыт еще на век, после чего стал достаточно активно завоевывать место в современном оркестре, получив его ко второй половине XVIII века.
- В 1849 году французский скрипичный мастер Жан Батист Вийом изготовил октобас – самый крупный контрабас, высота которого достигала порядка 4 метров. Для игры на инструменте задействовались 2 музыканта. Первый с табуретки зажимал струны на грифе, второй водил большим смычком по струнам.
- Современная техника игры на контрабасе предполагает задействование только трех пальцев левой руки, отвечающей за зажим струн. Это указательный, средний пальцы и мизинец. Безымянный используется очень редко. Внушительные размеры контрабаса являются причиной достаточно тяжелого физического труда музыкантов-контрабасистов: растяжение левой руки для охвата грифа, удерживание смычка на весу, управление всем корпусом контрабаса, который весит от 10 до 15 кг. Тем не менее, современность знает немало достаточно успешных женщин-контрабасисток.
Поразиться возможностям контрабаса на этой неделе можно на музыкальном вечере в Московской консерватории.