Один из лучших европейских оркестров – Белградской филармонии (или БФО) – 06 сентября 2016 года даст концерт в Москве в Концертном зале имени П.И. Чайковского. БФО станет гостем Московской государственной академической филармонии. Программа концерта содержит три произведения: концерт А. Хачатуряна, Симфонию «Из Нового Света» Антонина Дворжака и фантазию на сербские темы Н.И. Римского-Корсакова.
Дирижер оркестра – всемирно известный музыкант Даниэль Райскин (родился в Ленинграде, СССР), который сейчас работает с лучшими оркестрами Европы. Скрипка запоёт в руках Неманьи Радуловича, который слывёт за “молодого Бога скрипки” и теперь работает на «Дойче Граммофон».
Российские музыканты хорошо известны в Сербии и сотрудничают с БФО. Сербские музыканты менее известны в России за пределами круга музыкантов и ценителей. Наша статья направлена на то, чтобы рассказать широкому кругу слушателей о замечательном оркестре братской Сербии.
Мы задали вопросы о Белградской филармонии его PR-менеджеру Елене Милашинович, и предлагаем вам прочесть ее интервью. Оно даст возможность узнать также о том, каков общий климат восприятия музыки в сегодняшней Сербии.
Э Вести: БФО много сотрудничает с музыкальной Россией, а также с Балканами, Европой и другими странами мира. Какие международные контакты наиболее активны сейчас, и какие Международные примеры сотрудничества Вы можете выделить?
Елена Милашинович: Белградский филармонический оркестр – ведущий национальный оркестр в регионе, который стал порывом свежего ветра на международной концертной сцене.
В предыдущих сезонах оркестр сотрудничал с ведущими мировыми дирижерами и солистами, в том числе: Зубином Метой, Михаилом Юровским, Кшиштофом Пендерецким, сэром Невиллом Маринером, Борисом Березовским, Герхардом Оппицем, Нельсоном Фрейре, Фазилем Сайем, Андреем Гавриловым, Юлианом Рахлиным, Сарой Чанг, Изабель Фауст, Мишей Майским, Давидом Герингасом, Соль Габеттой, дуэтом Игудесман и Джу, Вадимом Репиным, Николаем Луганским, Стивеном Иссерлисом и многими другими.
Одним из наиболее важных союзов для оркестра была дружба с Маэстро Зубином Метой, который давал благотворительные концерты с Белградским Филармоническим оркестром на протяжении последних нескольких лет. Важнейшая задача коллектива – 5-летнее планирование, чтобы создать и укрепить свои позиции на международной музыкальной сцене, особенно за рубежом. У Белградской филармонии сложились хорошие отношения в США, на Ближнем Востоке (Оман); последний Европейский тур оркестра 2014 года включал в себя концерты в Швейцарии и Германии. После Московского концерта БФО выступит в Будапеште, во Дворце искусств.
Э Вести: Кто сейчас составляет славу оркестра? Если бы Вы могли назвать хотя бы 3 имени…
Елена Милашинович: Большинство музыкантов Белградской филармонии получили профессиональное образование в известных музыкальных центрах, например — концертмейстер БФО Тияна Милошевич проходила спецкурс в Джульярдской школе музыки. Огнен Попович (кларнет) получил степень магистра в Высшей школе музыки и театра в Мюнхене. Саня Ромич (гобой) обучался в зальцбургском Моцартеуме, как и виолончелист Неманья Станкович. Все они выступают в БФО с солистами и дирижерами мирового класса. В концертном сезоне 2016/17 мы приглашаем больших звезд, таких как Фазиль Сэй, Джовани Соллима, Акико Суванай, Михаил Юровский, Золтан Кочиш…
Э Вести: Чья идея была подготовить в БФО тематические программы “для влюбленных”, “для новичков”, “для знатоков” и “для любителей приключений”? Идея отличная.
Елена Милашинович: Белградский филармонический оркестр стал известен благодаря своему творческому подходу и смелому, даже провокационному, маркетингу.
Новаторски подходя к выбору концертной серии, мы значительно увеличили количество своих абонентов. Например, серия концертов под названием Bizarrte, которая запущена в сезоне-2012/13, стала очень популярной среди молодежной аудитории. Его название представляет собой сочетание слов «странное» и «искусство», что предполагает необычность репертуара, концепций и инструментов, и она создана для различных целевых групп и привлечения новых слушателей. В БФО в серии Bizarrte зрители имели возможность увидеть и услышать водные ударные, соло альпийского горна, тромбон, имитирующий звук мотоцикла, переработанный мусор в качестве музыкальных инструментов, монументальную «Турангалилу» – Симфонию для фортепиано и волн Мартено. Также мы показывали артистов в двух качествах одновременно – одного дирижером / пианистом, а другого – двойным солистом на двух разных инструментах. В сезоне 2015/16 Bizarrte находятся в серии под названием «для любителей приключений».
Инновационные концепции, нестандартно сочетаемые с традиционным репертуаром – одна из характерных черт взаимоотношений Белградской филармонии с её аудиторией. Как результат этих усилий, Белградский филармонический оркестр – ведущий в регионе и за его пределами, причем наши билеты продаются за несколько месяцев вперед.
Э Вести: Это гастроли в России — первые в 2000-х?
Елена Милашинович: Да, и музыканты БФО очень рады и горды тем, что они выступят в таком храме музыки, как Концертный зал Чайковского. В истории коллектива были две поездки в СССР: в 1963 и в 1978 годах. Последние выступления БФО в Москве прошли в 1995 году.
Э Вести: Каково текущее состояние Белградской филармонии? Были сложные времена в его истории…
Елена Милашинович: Годы конфликта на Балканах в 1990-х годах оттеснили Белградскую филармонию на окраины Европейской концертной деятельности. Практически не было средств на культуру, условия труда ухудшились, учреждения столкнулись с серьезными техническими проблемами. Период, начиная с бомбардировок Сербии в 1999 году и до 2001 года, был одним из самых страшных в истории филармонии.
В 2001 году наметился светлый поворот в судьбе БФО, поскольку во главе неё встал Иван Тасовац. Г-н Тасовац занимал эту должность до 2013 года. Работа оркестра сильно изменилась и постепенно Белградская филармония снова появилась на карте крупных европейских оркестров. Кроме того, на это повлияла смена поколений музыкантов. Повысив качество представлений, Белградский филармонический оркестр значительно увеличил количество своих абонентов и обогатил свой репертуар, вводя новые для Белградских зрителей произведения, а также новые композиции вскоре после их мировой премьеры. Белград вновь стал привлекательными для международных художников, таких как Зубин Мета, Найджел Кеннеди, Рено и Готье Капюсон, Миша Майский, Николай Луганский, Кшиштоф Пендерецкий, сэр Невилл Марринер, Сара Чанг, соль Габетта, Барри Дуглас, Жан-Ив Тибоде, Симон Трпчески, Игудесман и Джу, Юлиана Рахлина. Соответственно, оркестр значительно расширил сотрудничество.
Э Вести: В России растет интерес к классике. Что происходит в Сербии?
Елена Милашинович: Мы тоже можем сказать, что растет интерес к классике в Сербии.
До Балканского кризиса она была частью нашего базового образования. Теперь мы вернулись почти на те же позиции. Кроме того, люди устали от недорогих мгновенных удовольствий, которые пропагандируют СМИ, они возвращаются к подлинным смыслам, а классическая музыка им всегда может их предложить. Белградский филармонический оркестр служит этой идее!
Основная характеристика БФО – это положительная энергия и страсть, которая пульсирует, а это всегда привлекательно для зрителей.
Э Вести: В филармонии имеется и образовательная функция, даются лекции для детей. Это сейчас популярно среди молодых сербов (мы знаем, что в Московской филармонии наблюдаются рекордные продажи абонементов)?
Елена Милашинович: Поскольку мы стремимся проводить концерты для зрителей с самого раннего возраста, мы организуем серию детских концертов дважды в год.
Детские программы – фактически симфонические концерты, с полноразмерным оркестром на сцене, с дирижером и стандартным классическим репертуаром, где актер берет на себя роль рассказчика, чтобы включить молодежь в мир классической музыки с учетом их интересов. Костюмы, иллюстрации, презентации инструментов и игры – вот некоторые из путей, которыми мы пытаемся привлечь детей к симфонической музыке.
В октябре месяце начнётся программа для детей дошкольного возраста, целевая аудитория — ученики начальных классов (I-IV степени). Эти два периода детских концертов – самые радостные в наших концертных сезонах, когда мы принимаем за десять дней более 2000 детей.
Музыкальное воспитание и обучение детей – одна из стратегических целей Белградской филармонии, и проект, в который мы вложили большие усилия. Мы разработали цикл концертов для детей дошкольного и школьного возраста, желая познакомить детей с миром классической музыки так, чтобы это их порадовало и подошло для их возраста. Небольшие коллективы Белградской филармонии часто посещают детские сады в Белграде, позволяя молодежи иметь прямой контакт с музыкантами и инструментами.
Кроме того, репетиции Белградского филармонического оркестра открыты для детей раз в месяц и они могут принять участие в интерактивных мастер-классах с оркестром музыкантов.