«Брукнер+» завершился главным произведением композитора

"Брукнер+" завершился главным произведением композитора

Месса №3 фа минор Антона Брукнера прозвучала в завершение абонемента «Брукнер+» Новой Оперы им. Е. Колобова. Это очень символично — сам композитор в письме к руководителю хора Берлинской филармонии Зигфриду Оксу писал: “Я старею, и хотелось бы дожить до того момента, чтобы я смог услышать мессу фа минор. Это было бы кульминацией всей моей жизни!”.

Неудивительно, что 11 мая 2024 года произведение венчало собой ретроспективу творчества Антона Брукнера. Дирижёр Филипп Чижевский, руководивший в этот день звёздными солистами, хором и оркестром оперного дома, уверен, что композитор был «способен общаться с Богом напрямую», и обратил внимание, что это закономерно произошло в неделю Пасхальных торжеств.

Мессу начал писать 43-летний музыкант после сильнейшего психологического кризиса, когда он вышел из санатория Бад-Кройцене, в котором провёл несколько месяцев жизни. О мессе №3 как главном произведении он говорил накануне смерти, в возрасте более 70 лет. Композитор считал, что Бог избавил его от болезни, сохранил разум. Благодарность за переломное событие он пронёс через все последующие годы, став музыкальным проповедником христианства.

Неоднократно Антон Брукнер совершенствовал свою великую молитву, наполненную искренней верой и жизнеутверждением.»Я знаю это произведение со студенчества, — говорит Филипп Чижевский, — в нём очень интересными средствами передано Воскресение, не как в других мессах. Здесь эта часть начинается тихо-тихо, и постепенно радость Воскресения возрастает до вселенского масштаба. Невероятно ярко, ослепительно. Подобного я больше нигде не встречал ни в старинных, ни в романтических сочинениях этого жанра».

Филипп Чижевский
Филипп Чижевский

Мессу №3 Брукнера сравнивали с Торжественной мессой Бетховена. Величественная, прекрасная, эмоциональной насыщенная — оркестр, хор и солисты Новой Оперы блистательно сумели передать её уникальную красоту, все тончайшие оттенки чувств — от горестей и покаяния до восхищения и ликования, которые композитор вложил в приношение Богу.

Призыв Антона Брукнера к людям веровать исполнили чудесные женский и мужской хоры. Партию сопрано пела Елене Гвритишвили, меццо-сопрано — Гаяне Бабаджанян, тенора — Алексей Неклюдов, баса — Алексей Антонов. Это был вдохновенный, искренний и сильный призыв, который говорил о том, что творчеством духовного австрийского композитора восторгается не только неподражаемый Филипп Чижевский, но и каждый музыкант его мощной команды.

Елене Гвритишвили
Елене Гвритишвили
Гаяне Бабаджанян
Гаяне Бабаджанян

"Брукнер+" завершился главным произведением композитора

"Брукнер+" завершился главным произведением композитора

"Брукнер+" завершился главным произведением композитора

Алексей Неклюдов (тенор) и Алексей Антонов (бас)
Алексей Неклюдов (тенор) и Алексей Антонов (бас)

"Брукнер+" завершился главным произведением композитора

"Брукнер+" завершился главным произведением композитора

"Брукнер+" завершился главным произведением композитора

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку