Юбилейный цикл концертов Большого Симфонического оркестра (БСО) им. П.И. Чайковского завершился 3 ноября торжественным вечером в Большом зале Московской консерватории. Он прошел на главной профессиональной симфонической сцене Москвы под знаком памяти о выдающихся дирижерах, которые создали всемирно известную славу коллектива.
БСО в октябре 2025 года отмечает свое 95-летие. В момент создания в 1930 году он носил имя Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения (БСО ЦТ и ВР), и главным его дирижером стал выдающийся оперный и симфонический дирижер, ранее руководитель Киевского оперного театра Александр Орлов.
Благодаря этому музыканту советские слушатели смогли услышать такие редкие произведения, как оперу «Фиделио» Бетховена, «Риенци» Вагнера, «Орестея» Танеева. Интерпретация коллективом Девятой симфонии Бетховена стала эталонной для страны. Неудивительно, что первое исполнение сюиты Прокофьева «Ромео и Джульетта» было поручено БСО, что обеспечило ему долгую сценическую жизнь, а коллективу — дополнительную славу.
В 1937-1957 годах главным дирижером БСО стал Николай Голованов, который, как считается, во многом сформировал уникальный исполнительский стиль оркестра. Благодаря этому выдающему музыканту в постоянный репертуар БСО вошли произведения Чайковского и Глинки. Выдающиеся композиторы эпохи, такие как Арам Хачатурян, доверяли коллективу первое исполнение своей музыки (например, Сюиты из балета «Гаянэ» была исполнена БСО в 1943 году).

В 1957-1961 годах оркестром руководил Александр Гаук, в 1951-1974 годах — Геннадий Рождественский. Они продолжили курс на высочайший профессионализм и исполнение редко исполняемых шедевров мировой музыкальной копилки. А в 1974 году коллектив возглавил дирижер Владимир Федосеев, благодаря которому БСО получил имя П.И. Чайковского как свидетельство глубочайшего мастерства исполнения произведений этого композитора и всемирное признание.
Как напоминание о выдающихся достижениях нынешний главный дирижер театра Арсентий Ткаченко открыл Концертом для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор П. И. Чайковского. Он вместе с пианисткой Екатериной Мечетиной сумел показать во всей красе школу своего великого предшественника и передал его узнаваемый стиль исполнения произведения.

Сюита из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева прозвучала во второй части вечера в расширенной редакции Арсентия Ткаченко, а венчали юбилейный концерт знаковые произведения Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова, ставшие визитной карточкой БСО.
Все взгляды были прикованы к молодому режиссеру Арсентию Ткаченко. Публика, помнящая традиции коллектива, привыкшая к утонченному мастерству и непередаваемому очарованию маэстро Владимира Федосеева, оценивала мастерство преемника по повышенным критериям.

И он оправдал доверие маэстро и поклонников БСО, заслужив высокую оценку слушателей и очевидно оркестра, при этом сохранив семейную атмосферу в коллективе. Торжественный вечер после каждого отделения венчал аншлаг, более чем заслуженный, чему нельзя искренне не порадоваться.



