Известно, что лично композитор Петр Ильич Чайковский и его меценат Надежда фон Мекк никогда специально не встречались. Она годами дистанционно поддерживала его, желая помогать в создании великой музыки. Причины такой формы поддержки таланта являются дискуссионными и поныне. Режиссер Олег Ильин представил собственную версию мотивов мецената 21 декабря на сцене театра «Русская песня». В спектакле «Чайковский и Надежда» Петра Ильича сыграл Кирилл Гребенщиков, Надежду Филаретовну – Ольга Красько.
Мне попадалось интервью, где муж актрисы – Вадим Петров, бывший вице-премьер правительства Забайкальского края, сегодня ответственный за взаимодействие с зоной СВО, делился впечатлением от первой встречи с ней. Говорилось, что Ольга была словно девушка из XIX века. По крайней мере, на сцене «Русской песни» это было так. Актриса была настолько в характере эпохи, что при скромных декорациях именно её игра перенесла нас в пореформенную Россию. От Красько веяло чем-то неуловимым «оттуда», при этом она продемонстрировала драматический талант и очаровывала своей статью и манерами. Теми, которые, вероятно, были у баронессы фон Мекк (урожденной Фраловской).
Олег Ильин основал свою сценическую версию взаимоотношений Надежды Филаретовны и Петра Ильича на их эпистолярном наследии. Действительно, была некая двусмысленность в начальной переписке двух близких по духу людей. Но разве не загадочна природа спонсорской поддержки? Разве она не предполагает какой-то духовной близости и родства между талантом и меценатом, которые порождают шедевры?
Надежда Филаретовна – мать 18 детей, была настоящей женщиной, в которой помимо деловой хватки присутствовал романтизм. Став вдовой, она направила свою энергию на воспитание и обеспечение детей. С этого момента началась и поддержка гениальных музыкантов.

В 1876 году Надежда фон Мекк стала оказывать помощь Московской консерватории и лично Николаю Рубинштейну. С 1877 года её стал получать Петр Ильич Чайковский, который смог посвятить себя творчеству. В 1880 году баронесса пригласила пианиста-аккомпаниатора для детей – неизвестного молоденького французского музыканта Клода Дебюсси. И вскоре взяла на себя все финансовые расходы по организации концертов Дебюсси в лучших залах Италии, Германии и Франции. Так учитель её детей стал всемирно известным композитором-новатором. Одновременно стала оказываться поддержка и Генрику Венявскому.
Только с П.И. Чайковским баронесса упорно отказывалась встречаться лично, лишь просила его фотографии и давала свои. Как будто она боялась разочароваться в этом человеке. Или хотела создать недоступный идеал, какой был свойственен немецким романтикам. В этой любви не было ничего плотского – стремление к такому высшему существу помогало поэтам и музыкантам раствориться во Вселенной и достичь самовыражения.

В роли Чайковского – Кирилл Гребенщиков, который рисует скорее нашего современника, некую творческую личность, стремящуюся выстроить жизнь. Он концентрируется на переживаниях музыканта, показывая его одиночество и жажду любви.
Чувственный рассказ о 14 годах поддержки великого русского композитора его меценатом не становится единственным исследованием спектакля. Это два портрета эпохи, две личности, два мира с разной судьбой. Всё это рисуется под живой аккомпанемент фортепиано и скрипки, что создает особую достоверность одной из самой романтических историй конца XIX века.
А вот вокал творческой командой предлагается эстрадный, который слушается довольно неожиданно под музыку Чайковского. Исполняет любимые арии и романсы Артём Елисеев, одновременно играющий роль посредника между двумя главными героями спектакля «Надежда и Чайковский».








