Самое страшное потрясение для народа позднего, относительно благополучного СССР произошло в 1986 году — это была авария на Чернобыльской АЭС им. Ленина, отголоски которой накрыли часть Украины, России, Беларуси и других стран Европы. Авария показала опасность радиации, но даже сейчас, спустя 35 лет неясен её долгосрочный эффект.
По сообщению агентства Reuters, под гигантским саркофагом, сооружённым над очагом аварии — 4-м блоком АЭС, до сих пор продолжается по нарастающей радиационная активность. Об этом сообщили миру украинские учёные из киевского Института ядерной безопасности (Інститут проблем безпеки атомних електростанцій).
Реакция мирового научного сообщества в журнале Science была мгновенной. Британский химик проф. Нейл Хайятт пояснил читателям, что обломки реактора напоминают раскалённые для шашлыка угли: это дают о себе знать тонны радиоактивных отходов от ядерного топлива в помещении 305/2 под реактором. «Проблема стабилизирована, но не решена», — говорит он.
На данный момент уровень радиационной активности в виде увеличения потока нейтронов, зафиксированный датчиками, не превышает допустимых пределов. Математические модели прогнозируют отсутствие угрозы неконтролируемой ядерной реакции. Но она всё же неконтролируема и возрастает, что вызывает беспокойство.
Вероятным предположением, объясняющим всплеск радиации, считается эффект от работ по сооружению саркофага 2017 года. Возможно, что именно тогда топливо из повреждённого реактора попало в помещение под ним.
Украинские учёные полагают, что увеличение плотности нейронов вызвано самим фактом укрытия его от живой природы. Если раньше топливо охлаждалось дождевой водой, то теперь она высохла и процессы в закрытой среде показывают другой эффект.
Что это за эффект и насколько адекватно его оценивает действующая математическая модель — это основная забота не только украинского научного сообщества, но и всего мира. Возможно, что для проверки расчётов понадобится снова «разбередить» реактор для предотвращения нового возможного взрыва на объекте. Но, в отличие от советского эксперимента по отправке на смерть добровольцев, эту задачу смогут решить не только люди, но и роботы.
Выносливым инновационным созданиям может быть предложено установить дополнительные датчики, камеры и «засыпать» урановое топливо каким-нибудь поглотителем нейронов (нитратом гадолиния — такую версию предлагают обозреватели Independent). Сделать это будет непросто (ведь радиация влияет не только на людей, но и на роботов) и дорого.
Рассматривается вопрос о технической и финансовой поддержке Украине со стороны Европы по выводу аварийных остатков Чернобыльской АЭС из эксплуатации.