По сообщению национального туристического офиса (Национального института статистики страны или INE), поездки в Испанию сократились на -1.9% в августе 2018 года. Примечательно, что рынок показывает падение второй месяц подряд. Это означает, что после пяти лет серьёзного непрерывного роста въездного туризма в страну рынок испытывает стагнацию, во многом вызванную конкуренцией со стороны Турции и Северной Африки. Упадок туризма в Испанию отмечается впервые с 2009 года.
Всего за январь-август 2018 года Испанию посетили 57.3 миллиона международных туристов (-0.1% к аналогичному периоду 2017 года). По сравнению с июлем 2018 года падение въездного туризма замедлилось (в июле туристический рынок просел на -4.9%), но всё равно остаётся ощутимым, принимая во внимание, что основное падение зафиксировано на ключевых направлениях — прибытиях из Великобритании, Франции и Германии.
В то же время, испанское руководство не печалится этими результатами. Так, министр промышленности, торговли и туризма Испании Рейес Марото сказал, что страна теперь смотрит на альтернативную модель туризма, где качество важнее количества. Альтернатива заключается в увеличении доли познавательного туризма (культурных и городских направлений) в ущерб традиционному пляжному отдыху. Действительно, одновременно с падением числа туристов в Испанию, увеличение расходов на одного туриста здесь составило в среднем 4.23% и 7% в сегменте турпотока из Великобритании — крупнейшего поставщика туристов в Испанию.
TurEspaña, Государственное агентство по туризму страны, обновил стратегию маркетинга въездного туризма на 2018-20. Теперь самая желаемая целевая аудитория для испанских профессионалов туриндустрии — это гости, которые чувствительны к экологическим темам, предпочтитают местные продукты и уважительно относятся к местной окружающей среде. Таких насчитывается всего 6.2 миллиона в Великобритании и они представляют собой более высокий социально-экономический уровень, чем прежний массовый турист.
Таким образом, правительство Испании совершает переход от дешевого пакетного туризма, который часто ассоциируется с курортами Костас и ночными клубами типаМагалуф, к респектабельному познавательному отдыху. Отчасти это вызвано тем, что в некоторых районах, таких как Балеарские острова и Барселона, вспыхнули протесты против «овертуризма» и «пьяного туризма”, ухудшающего качество жизни в этих местах.
Помимо общей ситуации с туризмом в Испании, изменилось и отношение к источникам наплыва туристов эконом-сегмента — Интернет-сайтов, включая крупнейший — Airbnb. Так, столица Балеарских островов даже приняла запрет на аренду квартир через Airbnb, другие регионы её ограничили.