Всем известно государство Андорра. Многие считают, что это государство является княжеством с неким князем во главе, которого никто не называет. Я сам был в княжестве Андорра, и когда гулял по столице — городу Андорра-ла-Велья с населением 22 тысячи человек, встретив знакомого испанца из Барселоны, я спросил его: кто является главой этого суверенного государства? Ответ был: «Князь, но его имени я не помню».
Что же говорить о жителях других стран, например, России? А ведь однажды во главе княжества был русский (в 1920е годы здесь был совершён вооруженный переворот и его возглавил белогвардейский офицер)!
Отныне княжество Андорра — уникальный государственно-административный анклав, причём двух стран одновременно. Да, это княжество, но во главе его не один, а сразу два «князя». Оба физических лица представляют два разных государства.
Андорра — это княжество-кондоминиум, где глава государства — одновременно президент Франции и аббат монастыря в Каталонии (Испания) Сео-де-Уржель. В данный момент это соответственно Эммануэль Макрон и Жоан Энрик Вивес Сисилиа.
Вы будете удивлены, но Андорра — не единственное государственное образование такого типа, где во главе государства стоят одновременно два разных человека, представляющих два разных государства. Сегодня я хотел бы рассказать ещё об одном курьёзе, о котором не знают не только за пределами анклава, но и зачастую и местные жители. Речь идёт об острове Фазанов.
Вы никогда не слышали об острове Фазанов (или острове Конференции)? Этот остров находится посередине полноводной широкой реки Бидасоа — естественной границей в Пиренеях, разделяющей Испанию и Францию.
Однако эта территория известна в европейской истории по ряду причин, одна из которых — то, что формула управления территорией в тысячу квадратных метров стала символическим завершением знаменитой Тридцатилетней войны. Подписание договора о совладении этим островом между Испанией и Францией вошло в анналы Новой истории как образец того, как надо заключать мирные договора после тяжёлых кровавых войн.
Остров Фазанов — последняя точка в заключении Пиренейского мира от 1612 года.
Посреди полноводной реки находится небольшой остров, на котором некогда сыграл свою свадьбу знаменитый Король-Солнце — Людовик XIV. Церемония заключения брака стала символическим свидетельством замирения и восстановления добрососедских отношений между двумя империями — Испанией и Францией.
Почему этот остров Фазанов является кондоминиумом — совладением? Здесь, в отличие от Андорры, ситуация ещё более интересная. Остров полгода является испанским, а полгода — французским. Как Вы думаете, кто определяет приход нового владельца этого острова? Ответ Вас поразит: течение вод реки Бидасоа.
В зависимости от течения, иногда воды становятся более полноводными с одной стороны острова, а с другой стороны мелеют. И по мере того, с какой стороны воды полнее в этот момент, владельцем острова становится то Франция (когда полноводная часть реки на её стороне), то Испания (если наоборот, в другую часть сезона).
Курьёз оставался бы просто курьёзом, если бы не один существенный факт: граница между двумя странами от этого тоже меняется. В знаменитой франко-итальянской комедии «Закон есть закон» с Фернанделем и Тото мы видели, что может произойти в судьбе людей, которые могут родиться в разных частях дома. Помните, как таможенник (Фернандель) родился на кухне, через которую проходила франко-итальянская граница? По факту его рождения там французскому таможеннику предписывалось итальянское гражданство.
Что же касается самого острова Фазанов, то жители этого острова попеременно становятся то испанцами, то французами. Это уникальный опыт не только для Европы, но и для всего мира.