Густав Малер — кумир любителей симфонической музыки в наши дни. Кто только из музыкантов не признавался в любви к нему, следуя как за личностным обаянием его экспрессионизма, так и за симпатиями публики? При этом отмечалось, что представлять творения Малера может только высококлассный коллектив — передать малеровские творения непросто и с технической, и с эмоциональной точек зрения.
Амбициозный проект исполнения всех симфоний Густава Малера в Зарядье за один сезон поддержали лучшие коллективы страны. Это симфонический оркестр и хор Большого театра России, Госкапелла, Большой симфонический оркестр (БСО), Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова и другие, а завершил его Российский национальный оркестр (РНО) во главе с Александром Рудиным, 23 июня 2023 года руководившим исполнением самой известной симфонии Малера — Симфонии №1.
Густав Малер — не самый любимый мной музыкант. Его музыка чрезвычайно сложна не только для исполнения, но и для восприятия. Поэтому я шла на концерт исключительно из-за того, что играть произведение будет чудесный коллектив, послушать который всегда истинное удовольствие.
Композитор позднего периода романтизма — не частый гость в репертуаре РНО. Более того, маэстро Рудин признавался, что предпочитает его «роскошества и длинноты» творчеству Сибелиуса, Яначека, Респиги, Дебюсси. Но оттого и удивительно, что исполнение ранней симфонии композитора превзошло все ожидания и раскрыло то, как много Густав Малер вложил в него любви.
Любовь к певице Иоганне Рихтер, которая сподвигла молодого музыканта на создание цикла «Песен странника» (Lieder Eines Fahrenden Gesellen) и Первую симфонию, несомненно, пленила оркестр и передалась слушателю.
Густав Малер — сам выдающийся дирижёр — до конца своих дней пытался донести до публики «симфонию, которая призвана удивить». Он упорно включал её в программу своих концертов, но произведение (особенно третья часть) снова и снова попадало под шквал критики.
В зале Зарядья с подачи РНО была создана магия гармонии, в которой царили звуки первой любви, с ароматом летнего утра, незатейливыми сельскими танцами, траурным маршем в его развитии (настоящее ощущение среднеевропейского ужаса!) и ярким триумфом — взрывом поруганных юношеских чувств.
Задача соединения экспрессивного малеровского размышления над судьбой в единое музыкальное полотно была исполнена благодаря идеальной слаженности оркестра.
Маэстро Рудин не позволил себе излишних украшений и бравад. свойственных некоторым дирижерам выпячиваний соло (прежде всего, вступительного соло на контрабасе) и подчеркивания вычурных элементов, которыми полна экспрессия композитора. Поэтому Первая симфония Малера слушалась на едином дыхании, как естественный порыв страдания от неразделённой любви. Страдания, которое ляжет затем в основу других симфоний Густава Малера и разовьёт его романтическо-экспрессивный дар.
Филигранная работа прославленного оркестра и его виртуозного худрука пленила слушателей. Это был полный и безоговорочный триумф — достойное окончание авторского цикла Зала Зарядье #малер. Рукоплескания не смолкали едва ли не столько, сколько длилось выступление.
Автор фото: Ирина Шымчак