Классическая музыка по своей сути высокоинтеллектуальна и элитарна. Она, в отличие от популярной музыки, требует образования или хотя бы подготовки к слушанию. Тем людям, которые не имеют к ней привычки, она зачастую представляется однородной и скучной. В то же время у тех, кто владеют музыкальным языком, она вызывает безграничный интерес и они часто говорят о том, что лучшие музыкальные произведения постигаются бесконечно, на протяжении всей жизни.
Наш собеседник – дирижёр Дмитрий Крюков – любезно согласился приоткрыть для нас завесу восприятия классической музыки. Дирижёр Госкапеллы (ГАСК) РФ и приглашённый дирижёр Большого театра, он родился в 1990 году в Перми. Выпускник Московской консерватории им. П.И. Чайковского, он учился у великих педагогов – прежде всего, у Валерия Полянского и Геннадия Рождественского.
Д. Крюков и Валерии Полянском: «Он педагог и музыкант с большой буквы … Для меня его интерпретации русской классики являются номером один. Его записи Чайковского, Глазунова, Рахманинова и других – они для меня самые русские, самые глубокие, самые продуманные. С одной стороны – предельная строгость и понимание, что можно делать, а что – нельзя. С другой стороны – несение мысли, красоты, полноты и света. Я – фанат своего педагога».
Д. Крюков о Геннадии Рождественском: «Это – один из самых известных музыкантов за всю историю нашей страны. Человек, который ещё в 50-60е гг имел такую популярность в Европе, как, может быть, ни один музыкант до сих пор. Его интерпретации русской и мировой музыки являлись эталоном… Я учусь у него, как правильно нести энергию людям, как работать с оркестром, с людьми, как добиваться тех или иных результатов. Геннадий Николаевич никогда не заставляет оркестр что-либо сделать, всегда даёт большую свободу музыкальной воли, но при этом все играют так, как он того хочет».
В исполнительском репертуаре Дмитрия Крюкова мы видим музыку разных эпох: «Царская Невеста» Н. Римского-Корсакова, симфонии и концерты И. С. Баха, Г. Малера, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и многое другое. И дирижёр, наделённый пониманием глубин музыки, не ограничивает себя в каком-либо жанре. Он уверен, что достойны внимания как григорианский и амвросианский хоралы VIII века, так и ультрасовременный авангард.
«Чистая музыка (инструментальная, без слов) выше по мысли, чем опера или балет, но сложнее для восприятия. Это – размышления композиторов, отстранённые от земной жизни. Они повествуют о вечном, о предназначении души. Эта музыка ведёт к Богу. Оперная музыка создана в большей степени для сердца», — говорит Дмитрий. «Надо понимать, что композитор хотел выразить», «надо понимать, что он хотел сказать в том или ином контексте, отцепляясь от предрассудков».
Предлагаем Вам смотреть полную версию интервью на нашем видеоканале: