Выдающийся испанский музыкант Даниэль Сальвадор, органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании, давний и профессионально признанный гость российских органных площадок. Он не перестаёт радовать наших соотечественников, любящих звучание органа, своим мастерством. 29 декабря 2019 года, в атмосфере ожидания самого популярного в России праздника — Нового года, как признался сам органист «Э-Вести», он впервые полностью исполнит в Москве органные концерты Генделя.
Нашему изданию предоставилась возможность коротко поговорить с Даниэлем Сальвадором об этой музыке и предстоящем концерте, а также о разнице в восприятии органа русскими и испанцами.
ЭВ: Даниэль, расскажите, пожалуйста, что в эти Рождественские дни традиционно звучит в Испании — стране, большинство населения которой составляют верующие католики?
Даниэль Сальвадор: Обычно у нас звучат наши рождественские песни, они все религиозного характера. Если говорить о классической музыке, то в это время чаще звучит музыка барочного периода.

ЭВ: В русских церквях нет практики органной музыки. Скажите, пожалуйста, насколько это накладывает отпечаток на её восприятие в России? Как она воспринимается здесь, есть ли различия? Я задаю Вам этот вопрос как человеку, прекрасно владеющему русским языком и знающему Россию…
Даниэль Сальвадор: Органное искусство в России было для меня огромным открытием, так как мы на Западе знаем, что в России основная религия — Православие, а в Православии нет никаких инструментов, кроме голоса. Поэтому изначально я думал, что орган здесь — малоизвестный инструмент. Но я открыл для себя в России не только огромное количество потрясающих органов (несколько из них являются самыми большими в Европе), но и очень богатую органную культуру, особенно в части исполнительского мастерства.
Конечно, есть разница в этом смысле между Россией и Европой: если у нас органные концерты обычно играют в церкви (поэтому на концерте присутствует «мистическая атмосфера»), то в России магия достигается по-другому: у тебя есть огромный механизм, а ты должен из этого огромного механизма создать музыку. Таким образом, у нас органист — это некий тайный музыкант. Никто не видит его игры, что при этом происходит, люди просто сидят в храме и слушают. У вас спектакль с органной музыкой представляет собой шикарное зрелище.
ЭВ: Вы ли выбрали Генделя для своего концерта, Ваше ли решение включить это произведение в программу концерта?
Даниэль Сальвадор: Да. Сам Бах сказал, что «если бы я снова родился, то мне бы хотелось быть как Гендель». Гендель был самым блестящим органистом и клавесинистом в Европе. Конечно, произведения Баха затмили произведения Генделя, но сам Бах всегда смотрел на Генделя как на одного из лучших музыкантов мира, даже самого лучшего.
ЭВ: Насколько часто эти произведения Генделя звучат в церквях в Европе? Или их чаще можно слышать на концертных площадках?
Даниэль Сальвадор: В церквях Европы эти органные концерты не звучат, потому что Гендель написал их не для Церкви, а для театра. Они не исполняются в церквях потому, что для их исполнения нужен «специальный» орган — маленький, который можно поставить на сцене и сразу после концерта собрать. Кроме того, эти концерты исполняются вместе с оркестром, которому надлежит играть на сцене все вместе с органом. В церкви это было бы невозможно. Там обычно находятся монументальные инструменты, звучащие громче симфонического оркестра и расположенные очень далеко от Алтаря — единственного места, где музыканты могут играть как на сцене. Координировать музыкантов и орган, который находится на расстоянии 40-50 метров (если не больше), это просто физически невозможно.
ЭВ: Насколько лично Вам близки органные концерты Генделя, «Музыка для королевского театра»?
Даниэль Сальвадор: Это очень близкое для меня произведение. Первый компакт диск органной музыки, которые родители мне подарили на Новый год, когда я был маленьким — это как раз все органные концерты Генделя. Я с детства мечтал исполнить их целиком. Некоторые из этих концертов мне уже доводилось играть, но в воскресенье в Москве я в первый раз буду играть это произведение целиком.