5 мая 1891 года на торжественном открытии Карнеги-холла в Нью-Йорке к дирижерскому пульту оркестра вышел Петр Чайковский. Один из лучших залов мира открыл Торжественный марш, созданный композитором для церемонии коронации императора Александра III. Его исполнил Нью-Йоркский симфонический оркестр под управлением композитора с мировой известностью.
Это событие музыкального календаря стало отправной точкой для нескольких публикаций, которые мы посвятим композиторам с дирижёрской палочкой. Право открыть цикл предоставим Чайковскому и Рахманинову.
Дирижёр — Пётр Чайковский
Петр Чайковский начал дирижерскую деятельность уже в эпоху своей композиторской зрелости и после ухода из Московской консерватории. Творческая свобода позволила композитору не только активно заниматься сочинением, но и вывела на новый уровень его общественную работу в сфере музыкального искусства.
Насыщенными для Чайковского-дирижёра стали последние пять лет жизни. 14 декабря 1887 года он продирижировал в Петербурге премьерой своей сюиты «Моцартиана» и уже 15-го числа выехал в большое заграничное гастрольное турне. За 3 месяца он выступил с концертами из своих произведений в Берлине, Лейпциге, Гамбурге, Праге, Париже и Лондоне. Репертуар включал «Серенаду для струнного оркестра», увертюры, симфонии, Первый фортепианный концерт, симфонические сюиты, отрывки из балетов. В Праге под управлением Чайковского впервые за рубежом была поставлена опера «Евгений Онегин».
В первые четыре месяца 1889 года состоялось второе турне, охватившее Кельн, Франкфурт, Дрезден, Женеву, Гамбург и Лондон. Весной 1891 года состоялись американские гастроли Чайковского. Кроме упомянутого концерта на открытии Карнеги-холла, композитор также дирижировал своими произведения в Балтиморе и Филадельфии и стал участником Музыкального фестиваля в честь открытия нового концертного зала.
Чтобы придать этому фестивалю особое значение, я пригласил в Америку Петра Ильича Чайковского, великого русского композитора, продирижировать какими-нибудь своими произведениями.
За весь мой долголетний опыт я ни разу не встречал великого композитора такого милого, такого скромного, даже застенчивого, как он. <…> Он был всегда очень обходителен со всеми, но, казалось, что его никогда не покидает какой-то налет печали, несмотря на то, что прием его Америкой был более чем восторженный и успех во всех отношениях столь значительный.
Вальтер Дамрош, художественный руководитель Нью-Йоркского симфонического оркестра

В конце октября 1893 года Чайковский исполнил в Петербурге премьеру Шестой симфонии на концерте Императорского русского музыкального общества. Этот выход на сцену стал последним для него как композитора и дирижёра. Через 9 дней после премьеры он скоропостижно скончался.
Дирижёр — Сергей Рахманинов
Дирижерский талант Рахманинова не уступал по масштабности его деятельности в качестве композитора и пианиста. Развиваться в сфере дирижирования Рахманинов начал рано: в 20 лет его пригласили в Киев продирижировать своей дипломной композиторской работой – оперой «Алеко». Успех молодого музыканта заметили.
Уже в 1897 году он становится дирижёром Русской частной оперы Саввы Мамонтова, руководя исполнением опер русских и зарубежных композиторов. В 1904 году – принимает приглашение возглавить оркестр Большого театра. График в этот период был чрезвычайно насыщен: только за сентябрь 1904 года Рахманинов продирижировал «Жизнью за царя» Глинки, «Евгением Онегиным» Чайковского, «Русалкой» Даргомыжского и «Князем Игорем» Бородина.
Помню Рахманинова за пультом Большого театра. Внешняя сторона дирижирования Рахманинова поражала скупостью движений, уверенным спокойствием, графической точностью жестов, замечательно верным чувством темпа. Но самое важное, конечно, – его глубочайшее постижение самого духа музыки, правдивость толкования замыслов композиторов.
Рейнгольд Глиэр
Репертуар Рахманинова-дирижёра включал множество произведений оперного и симфонического репертуара: Моцарт, Бетховен, Лист, Вагнер, Григ, Рихард Штраус, Вебер, Шуберт, Мендельсон, Дворжак, и конечно – русские композиторы Глинка, Бородин, Балакирев, Чайковский, Аренский, Глазунов, Римский-Корсаков, Скрябин…
Особо выделим записи, сделанные Рахманиновым в качестве дирижёра с Филадельфийским симфоническим оркестром в период эмиграции. В 1929 году они записали «Вокализ» и поэму «Остров мёртвых», а спустя 10 лет – Третью симфонию, созданную после 30-летнего перерыва в обращении Рахманинова к этому жанру.
Партитура, созданная для голоса в сопровождении оркестра, переложена для оркестрового звучания. Но то мастерство, с каким Рахманинов ведет мелодические линии «Вокализа», управляя оркестром из-за дирижёрского пульта, создает впечатление, что в этой записи поёт всё.
По свидетельствам современников, Рахманинов-дирижёр был строг, следил за дисциплиной в оркестре и одно его появление на сцене или репетиции заставляло оркестрантов собраться и полностью отдавать себя музыкальному процессу.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения