Осиротел Театр Покровского и понесла огромную утрату русская музыкальная культура. 16 мая 2018 года не стало человека, который был одним из непререкаемых авторитетов в мировой музыкальной среде. Ушел один из тех, кто создавал высокую репутацию отечественному дирижированию.
Рождественский едва прожил восемьдесят семь лет – для человека, который ещё недавно выходил на сцену и дирижировал симфоническим оркестром это совсем не много. Хотелось бы больше. Но теперь дело Геннадия Рождественского предстоит продолжать его ученикам, среди которых есть немало именитых и заслуживших признание имён, в том числе Валерий Полянский, Владимир Понькин. Мы обратились к дирижеру Дмитрию Крюкову, ассистенту и очень близкому Геннадию Николаевичу человеку, который работал с ним на протяжении последних 8 лет, с вопросом о том, каким он запомнился профессионалам своего дела:
«Эталон, Учитель, недосягаемый авторитет. Своим примером: и профессиональным, и жизненным, Геннадий Николаевич всегда подтверждал свои же убеждения. Они состояли в том, что именно внутренняя сила дирижера, сила, которую излучает человек, способна воздействовать на музыку, на исполнителей, рождая подлинные музыкальные откровения. Эта же сила способна воздействовать на всех окружающих людей, давая им понять, что искусство может быть путеводной звездой в жизни каждого человека.
Думаю, что каждый музыкант, которому посчастливилось общаться с Геннадием Рождественским, согласится со мной в том, что он, как солнце, давал духовную пищу всем, позволял каждому из нас развиваться и расти, преодолевая себя, и, в столь непростой ситуации, в которой находится искусство сегодня, был тем маяком, благодаря которому каждый мог найти правильную дорогу в своей музыкальной, а значит и человеческой жизни.
То, насколько Геннадий Николаевич жил в искусстве, а правильнее сказать являл собой само искусство, не поддается никакому описанию. Этот феномен и возводит его в ранг гениев творческой жизни нашей страны и всего мира.
Излишне говорить о том, какой музыкальный «вес» имел Геннадий Рождественский еще в 1960е и 70е годы во всем мире. Но не может не поражать тот факт, что его интерпретации всегда признавались критиками всего мира, и, что гораздо важнее – сердцами всего мира – как эталон искренности и могучей силы. Даже сегодня, точнее, особенно сегодня, осознание величия этого человека, того наследия, которое он оставил в своих бесчисленных записях, статьях, интервью и книгах, и то наследие, то завещание, которое он оставил в своих учениках, затмевает скорбь от произошедшего.
Только самые светлые воспоминания, безмерная благодарность и бесконечное преклонение перед Геннадием Рождественским останутся в сердцах его близких людей и всех тех, чьи сердца затронула однажды музыка. Светлая память!»
Фото из личного архива Дмитрия Крюкова