ДНК на кулоне возрастом 25’000 лет раскрыло тайны владельца

Когда речь идет о следах ДНК на предметах, свидетелях преступлений сегодняшнего дня, мы воспринимаем их сбор и анализ как само собой разумеющееся. Когда же объекту исследования десятки тысячелетий, то трудно предположить, что на них хоть какие-то следы остались, а уж о расшифровке и думать нельзя. Оказывается, это не так, и вещь может рассказать о владельце спустя века.

Однако извлечение генетического материала обычно сопряжено с определенным ущербом для исследуемого объекта, и многие археологи неохотно передают свои самые ценные находки в лаборатории ДНК.

К счастью, теперь ученые нашли способ извлечь ДНК безопасным, неразрушающим способом. Применив новаторскую технику к зубу оленя, который, вероятно, носили в качестве кулона, учёные раскрыли интригующие подробности о его древнем владельце.

Результаты их изысканий были опубликованы в журнале Nature. Это первый случай, когда ученым удалось успешно выделить ДНК древнего человека из артефакта каменного века.

Анализ генетического материала, сохранившегося в подвеске, найденной при раскопках в Денисовой пещере на юге Сибири, показал, что носил кулон женщина, жившая 19-25 тысяч лет назад. Она принадлежала к группе, известной как древние североевразийцы, которые имеют генетическую связь с коренными американцами.

Теперь есть надежда, что новый метод позволит ученым узнать о поле и генетической родословной мастеров каменного века, тех, кто носил и пользовался множеством костяных орудий и украшений, найденных при раскопках по всему миру.

Кулон был обнаружен во время раскопок в Денисовой пещере в 2019 году

«Это потрясающе. Это означает, что мы сможем ответить на очень простые вопросы, например, какие задачи выполняли мужчины и женщины в тот момент, – говорит соавтор исследования Мари Соресси из Лейденского университета в Нидерландах. – На самом деле у нас будет прямая линия доказательств, которые скажут нам об этом».

Этот метод также поможет определить, использовался ли тот или иной инструмент неандертальцем или нашими собственными предками Homo sapiens, добавила она.

ДНК человека, вероятно, сохранилась в подвеске из кости оленя, потому что она пористая и, следовательно, с большей вероятностью сохранит генетический материал, присутствующий в клетках кожи и поте.

К сожалению, этот метод не позволил идентифицировать древнюю ДНК в наборе костяных орудий из французской пещеры Куинсай, раскопанных в 1970-90-е годы. Не удалось также извлечь древнюю ДНК из трех недавно раскопанных зубных подвесок из пещеры Бачо Киро в Болгарии, где жили одни из самых ранних известных современных людей в Европе.

«Прямо сейчас, кажется, это единственный образец [где нашли ДНК]. Было бы действительно важно узнать, как часто мы сможем извлекать древнюю человеческую ДНК и действует ли метод только для этого типа артефактов или же он одинаково хорош для (костяных) инструментов», – говорит ведущий соавтор исследования Елена Эссель из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка в Лейпциге.

Лаборатория, где выделили и расшифровали древнюю ДНК

Неизвестно, почему кулон из оленьего зуба содержал такое большое количество ДНК древней женщины (примерно столько же в человеческом зубе) – возможно, его любили и носили близко к коже в течение исключительно длительного периода времени, добавила Эссель.

«Мы думаем, что это работает так: чем дольше был тесный телесный контакт, тем выше вероятность того, что в материале содержится много ДНК … но мы понятия не имеем, говорим ли мы о днях, месяцах, годах или десятилетиях».