Москва — прекрасный город, который сделал и продолжает делать множество инвестиций в гостиницы. Благодаря этому, к Чемпионату мира по футболу он буквально расцвёл и создал одно из лучших предложений в мире для туризма и деловых поездок. Вот только наш эксперт — Генеральный менеджер отеля Renaissance Moscow Monarch Centre Hotel Армин Эберхард — сомневается, что с учётом сложившейся на рынке ситуации инвестиции окупятся в долгосрочной перспективе.
По его мнению, расцвет сегмента сдерживается двумя ключевыми обстоятельствами: отсутствием регулирования частного сектора (краткосрочной аренды жилья) и проблемами ценообразования на рынке, когда гостиничный бизнес на протяжении длительного времени не может компенсировать расходы за счёт коррекции средней цены размещения:
«Я полностью согласен с тем, что говорит Сергей Шпилько, — рассказал нам Армин Эберхард, — что потребность различного сервиса в гостиничном секторе Москвы побуждает рынок расти, в том числе об этом в последние годы свидетельствует рост сегмента 3* и развитие предложения выборочного сервиса (select service) у всех крупнейших брендов, что стало ключевым фактором роста для многих компаний.
Я согласен с ним и в других вопросах, но я бы подчеркнул, что сегодняшнее регулирование профессионального сектора очень велико, а для частного предложения оно требует ужесточения правил для тех, кто предлагает жильё на короткий срок, например, для Эйрбиэнби (Airbnb). Вот два аргумента:
- Это не только помеха для долгосрочных арендаторов, но и безопасность туристов и города в целом, что в основном стало понятно во время проведения чемпионата мира по футболу.
- Гигиена, безопасность труда и рабочих мест и эпидемиологические требования к гостиницам чрезвычайно строги, это главная статья расходов для нашего бизнеса и она требует серьёзной системы планирования, опыта, составления графиков уборки на кухне, в ванных комнатах, бассейнах и т. д. В связи с таким событием мирового значения, как FIFA 2018, вопрос безопасности туристов был вынесен правительством на передний план, и операторы изо всех сил пытались поддерживать оперативный контроль с арсеналом административных средств и документооборота, чтобы доказать, что мы работаем в рамках закона и поддерживаем гигиеническую безопасность на высшем уровне. А вот в частном жилье ничего из этого не проверяется. В то время как наши холодильники ежедневно инспектируются, домохозяйства-арендодатели не имеют ограничений, и это может быть опасно для гостей. Тем не менее, расходы на аренду в частном секторе аналогичны профессиональным. Многое предстоит сделать, чтобы усилить здесь контроль и применить тот же режим, и тем самым выровнять игровое поле.
Когда мы говорим о том, что в некоторых районах Москвы недостаёт предложения для развития отельного бизнеса, то я должен сказать, что, учитывая активное строительство отелей в последние три года, я не вижу никакой необходимости в том, чтобы компенсировать предложение частным сектором.
Когда мы рассматриваем необходимость увеличения предложения размещения всех категорий в Москве на будущее, я бы предпочел предостеречь от оптимизма, добавляя каждый год к существующему портфелю такие большие объёмы. Текущие тенденции на рынке, которые мы измеряем на международном уровне, показывают, что сектор ещё не восстановил средние дневные ставки, которые он потерял с 2014 года, с момента падения рубля, несмотря на их рост в некоторые годы.
Что касается загрузки, то она действительно выросла. Главным образом, это происходит благодаря замене путешественниками Востока традиционных турпотоков других направлений (например, Европы и США). Новые путешественники обеспечивают загрузку номеров при более низких ставках.
Чрезмерное увеличение загрузки отелей в нынешних условиях может привести к развитию рынка в неверном направлении, когда гостиницы не смогут обеспечить необходимой цены размещения, пытаясь удовлетворить спрос за счёт более низкой ценовой категории. Ценовая конкуренция при этом приведёт к падению средней цены размещения, оборота на фоне высокой загрузки, а это, в свою очередь, означает меньший возврат инвестиций в гостиничный бизнес в долгосрочной перспективе.
Есть немало подобных примеров среди европейских городов, когда этот путь был пройден и привёл к стабилизации рынка.
Москве, на мой взгляд, удалось сформировать одно из лучших мировых предложений гостиничных услуг в плане качества мест размещения, уровня обслуживания, и оно требует соответствующего обеспечения ресурсами. Если это обеспечение окажется под вопросом, и упомянутые условия продолжатся, то это будет оказывать влияние на восприятие гостей в долгосрочной перспективе, исправить которое будет непросто».