С 1 января 2018 года благодаря системе «электронная путёвка» все российские туристы получат «гарантию» того, что купленная турпутевка будет полностью и качественно исполнена. Ростуризм уже приступил к тестированию «электронной путёвки» среди туроператоров. Что это за информационная система? И как она повлияет на рынок туризма?
Электронная путевка в туризме – это государственная информационная система (ИС), в которую туроператоры и турагенты вносят всю информацию о бронировании и оплате турпутевок. По уникальному номеру электронной путевки туристы смогут убедиться, что она введена в систему и корректно оформлена, а сам туроператор зарегистрирован и имеет право оказывать туристические услуги. Разработка ИС ведется во исполнение Федерального закона №49 от 2 марта 2016 года.
Электронная путевка: как это будет работать?
С 1 января 2018 года все туроператоры должны будут зарегистрироваться в ИС «электронная путёвка» и фиксировать в ней все проданные путевки (турпродукты). Электронная путевка будет распространяться как на поездки внутри страны, так и на зарубежные турне. Оплатив своё путешествие, турист получает от туроператора (турагента) квитанцию электронной путевки с её идентификационным номером.
Что дает проект электронной путевки и её номер туристу?
С помощью этого номера турист мало что может сделать — только убедиться на сайте Ростуризма, что такой туроператор существует и имеет право предоставлять туристические услуги, что его поездка зарегистрирована государством и правильно или неправильно отражает состав и статус (оплачена, не оплачена, частично оплачена).
То есть, если такого номера нет на сайте Ростуризма, или электронная путевка оформлена на кого-то еще. То, возможно, пора обращатиться в правоохранительные органы – велика вероятность, что вы имеете дело с мошенниками. Если же все правильно оформлено, то в случае невыполнения туроператором своих обязательств (например, приехав на место, обнаружилось, что номер не был оплачен) турист с номером электронной путевки сможет обратиться в фонд персональной ответственности туроператора при Ассоциации «Турпомощь». Где ему помогут в получении возмещения и в решении его проблем.
Заранее убедиться, что все ваши билеты и отели оплачены в системе нельзя – она этой информации не содержит.
Какая информация будет храниться в системе «Электронная путёвка»?
В системе «Электронная путёвка» будут храниться:
- Общие данные: номер электронной путевки, ее дата, описание маршрута, дата начала и окончания поездки, страна и город отправления и въезда, статус и тип поездки.
- Реквизиты договора: номер и дата договора, стоимость, агентская комиссия, статус оплаты туроператору (впрочем, вы и так это знаете, оплатили ли вы путевку или нет).
- Поставщик турпродукта: наименование туроператора/турагента, его номер в государственном реестре (если его нет в реестре, он не будет подключен к информационной системе и не сможет оформлять электронные путевки).
- Информация о заказчике: для юрлиц – название и реквизиты, для частных лиц – Ф.И.О. и паспортные данные.
- Путешественники: Ф.И.О., дата рождения, телефон, паспортные данные.
- Авиаперелеты: Авиакомпания, номер рейса, дата и время вылета и прилета, аэропорты вылета и прилета, номер брони и номер билета.
- Железнодорожный проезд – аналогичные данные – Перевозчик, город, станция и время отправления и назначения, номер маршрута и номер билета.
- Проживание: адрес и название гостиницы, тип расселения, дата заезда и выезда.
- Прочие услуги: например, страхование (компания, страховая сумма, период действия).
Ростуризм и разработчик проекта обещают, что все персональные данные туристов надежно защищены и будут доступны в агрегированном виде Ростуризму и оператору информационной системы.
Для кого система «Электронная путёвка» предназначена?
«Электронная путёвка» нужна государству для фискальных целей – любая продажа тура мимо системы будет незаконна. При этом вся отрасль становится прозрачной для регулятора: количество проданных туров, популярные направления, карту путешествий и другие данные. Таким образом, с помощью системы Ростуризм будет вести оперативный контроль за туроператорами и их финансовым состоянием.
Кроме того, по словам Алексея Денисова, директор проекта со стороны «Астерос» – фирмы-разработчика системы, – «система уже располагает дополнительным функционалом для банков и страховых компаний. Через личный кабинет на сайте Ростуризма представители смежных сфер смогут отслеживать финансовую активность туроператора. Не исключено, что в будущем банки и страховые смогут блокировать выданные туроператору гарантии, в случае появления у него каких-либо финансовых проблем.»
Как туроператоры могут работать с ИС «Электронная путёвка»?
По словам Ростуризма, есть два варианта подключения к данным проекта – через специальный веб-портал и с помощью защищенного канала связи.
Первый вариант подойдет тем турагентствам, у которых нет специализированной программы продажи туров, и всю информацию они смогут заносить и хранить на сайте Ростуризма. Крупные и средние туроператоры должны будут адаптировать свое программное обеспечения для связи с системой «электронная путёвка», либо вести «двойную бухгалтерию», занося данные и в свою систему и в программу Росреестра. «Астерос» считает, что такая адаптация не потребует много средств, участники рынка думают об этом иначе.
По заявлению разработчиков проект уже готов на 80% и сейчас идет завершающий этап -тестирование системы. Тем временем Правительство готовит постановления, которые установят, какая информация будет доступна туристам, туроператорам и регулятору, как и кем будет обслуживаться система, кем финансироваться.
По данным Ростуризма, сейчас 70% поездок оформляется через туроператоров. По состоянию на июль 2017 года в России зарегистрировано 635 туроператоров и 3.7 тысяч турагентств.
Что думают участники рынка об «Электронной путёвке»?
Опрос, проводимый HotLine.travel, показал, что 51% турагентов полагает, что если в системе все данные клиентов будут передаваться туроператорам, то они потеряют всех клиентов и закроются. 21% думают, что ничего не измениться, 16% — выживут только профессионалы, еще 12% полагают, что с запуском проекта массовой потери клиентов не случится.
Другую опасность для себя участники рынка видят в раскрытии данных об агентском вознаграждении перед клиентом, так как это может подвигнуть туристов к покупке путешествий напрямую у туроператора.
Кроме того, не все клиенты готовы рассказать государству о своем отдыхе, что побудит их делать самостоятельное бронирование. Действительно, что мешает бронировать отели, самолеты, поезда самостоятельно через интернет? Владение языком? – Это легко решается, если есть деньги. При этом все эти компании могут иметь иностранную юрисдикцию.
Главным камнем преткновения между компаниями и Ростуризмом по электронным путевкам является вопрос – какую стоимость тура указывать (у игроков есть 5-6 вариантов) и соответствие фонда персональной ответственности туроператора и разрешенный объем продаж.
Дело в том, что фонд составляет 1% от оборота продаж компании за прошлый год. И участникам рынка не понятно, как будет происходить сверка оборота в информационной системе с суммой фонда, будут ли ограничения на оборот продаж в текущем году из-за размера фонда?
Источники: Ассоциация «Турпомощь», Ростуризм, Профи.тревел