Елена Образцова: «Музыка – это любовь»

Елена Образцова: «Музыка – это любовь»

Елена Образцова! Великая русская певица, которой аплодировал весь мир! Её 85-летнему юбилею все музыкальные площадки России приносят свои дары.

К этой дате, 25 сентября 2024 года в Большом Зале московской Консерватории прошёл замечательный концерт «Приношение Елене Образцовой». В нём участвовали яркие талантливые певцы — солисты главных музыкальных театров, включая Большой и Мариинский, а также – лауреаты Международного конкурса молодых оперных певцов её имени. Их выступления блистательно сопровождал Академический оркестр русских народных инструментов им. Некрасова.

Трудно выделить кого-либо из выступающих, – все были индивидуально неповторимы!

Наряды, голоса, исполнение… Всё необычно, изысканно, чарующе!

Молодые вокалисты, с сильными, лёгкими, летящими, свободно льющимися голосами, пленяли богатством оттенков тембровых красок, смысловых интонаций и утончённой, эмоционально глубокой выразительностью пения. Созданные ими образы погружали в мир необъятной красоты русской души, её духа, радостей и печалей… Музыкальным языком выражали тайну единения с родной природой, отношение к традициям, жизни, любви…

Исполнительницы были подобны сказочным феям, чьи платья, грация, артистизм, красота лиц и движений, напоминали роскошные диковинные цветы королевского сада…

Каждый из певцов отличался смелым, особенным почерком подачи характеров своих героев, широтой диапазона и виртуозностью.

В финале концерта участники пели вместе, и спонтанно начали танцевать на сцене под восторженное рукоплескание публики…

На этом незабываемый празднике души Елена Васильевна Образцова – королева меццо-сопрано – снова была вместе с нами!

А, ведь, мало кто знает, что было время, когда певческие данные мировой оперной дивы (в её репертуаре было 85 оперных партий, помимо романсов, арий, народных песен, и даже джаз…) – забраковали! И не в миланском «Ла Скала», а в Таганроге, «уездном городе Т», – так называл А. П. Чехов место, где он родился, а затем покинул его, по окончании школы, в поисках лучшей доли. После 10 классов, отсюда уехала и Елена Образцова, чтобы учиться, много учиться.

Её музыкальная история разворачивалась не просто.

Уроженка Ленинграда, пережившая блокаду, Лена не раз переезжала с семьёй в разные города; сначала, в связи с эвакуацией, а, затем, с назначением её отца – главным конструктором на заводе «Красный котельник» в Таганроге в 1954 году. Она оканчивала музыкальную (им. П.И. Чайковского) и общеобразовательную школу № 10 именно здесь. Солируя в школьной самодеятельности, выступая в городских концертах, на фестивалях и конкурсах, она завоевала любовь публики в родной школе и городе. Её называли – «наша звёздочка» и прочили большое певческое будущее! Напротив, – отец Леночки, – Василий Алексеевич Образцов, желал видеть дочь в серьёзной профессии бухгалтера, – звал в большое лоно «Красного котельщика», где он служил; «Это тебе не песенки петь для развлечения», говаривал он. При всей любви и уважении к родителю, Лена всё же предпочла искусство. Характер донской казачки толкал её, вопреки всему, навстречу своей судьбе. Подобно Чехову и Раневской, она уезжает из Таганрога в 17 лет, чтобы осуществить желанную мечту: «Пение было неотъемлемой частью моей жизни!»

Прослушивание в Таганрогском музыкальном училище её очень огорчило – талант сочли средним. Будущее на вокальном поприще – не прочили. «Перекрыли», как говорится, «кислород». Но… помощь пришла «Свыше»!

Проучившись год в Ростовском музыкальном училище, она поехала в Ленинградскую Консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова с рекомендательным письмом от прекрасного человека и педагога по фортепиано И. Л. Горбенко. Тот обращался с просьбой к другу, – консерваторскому педагогу по вокалу, – «вслушаться» в молодое дарование, разглядеть вокальный потенциал девушки.

Елена прошла прослушивание на подготовительное отделение Ленинградской консерватории. Трудилась без устали и отвлечений, и закончила консерваторию в 1964 году на пять с плюсом (!), что было тогда чрезвычайной редкостью.

Ценой постоянных и неуклонных усилий, она поднималась к вершинам певческого Олимпа; одерживала победу за победой, пока не взошла на пик (!) – настоящей «Звездой», – на Родине и во всём мире.

Она участвовала в Российских и Международных конкурсах и фестивалях, побеждала и получала награды – высшие музыкальные и государственные. Она стала Солисткой Большого Театра, пела на одной сцене с выдающимися мировыми певцами и дружила с ними! Испанцы называли её лучшей Кармен в истории театра, а по словам министра иностранных дел СССР А. А. Громыко, – «она сделала для советской дипломатии больше, чем целый МИД».

Таганрог исчез из интервью и воспоминаний Елены Образцовой; гордая казачка не забыла странную близорукость «знатоков» вокала этого города, которые так небрежно отнеслись к тому, что было смыслом её жизни.

Везде звучал только Ленинград, с любовью и заботой давший будущей оперной диве настоящую профессиональную платформу; Здесь было положено начало её всемирной славе.

Много лет Елену Васильевну приглашали в гости таганрожцы; стремились к встрече городские власти, общественность, однокашники. Простые люди, – знавшие, дружившие, помнившие и любившие её по школе, – звали, звали, звали!.. Посылали делегации… Но – безответно.

И всё же, желанная встреча состоялась! Елена Васильевна приехала к своим землякам-почитателям незадолго до ухода в мир иной, – простила давние обиды по-христиански.

Таганрог встречал триумфально! Дарами, цветами, пирами, торжественными приёмами…

Она отдавала и принимала внимание таганрожцев с радостью, – горячую признательность, когда-то близких, всегда чтивших и помнящих её людей. Уезжала с любовью… Прощание было со слезами. Уже навсегда.

Таганрог вернулся на страницы её истории, – примером умения забыть плохое и помнить только хорошее. Сквозь все испытания, потери и трудности, она стала не только «Еленой Прекрасной» царства Музыки, но Личностью, достойной во всех отношениях!

Её богатое творческое наследие живёт на сценах России и за пределами, – в учениках, последователях, концертах, записях, фестивалях и конкурсах, в благодарных воспоминаниях поклонников…

И как тут не вспомнить строк Н. Огарёва:

«Как дорожу я прекрасным Мгновеньем!
Музыкой вдруг наполняется слух…
Звуки несутся с каким-то стремленьем,
Звуки откуда-то льются вокруг!..
Сердце за ними стремится тревожно,
Хочет за ними куда-то лететь…
В эти минуты растаять бы можно,
В эти минуты легко умереть!»

Нина Яхонтова

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку