Европейский туризм, обеспечивавший до пандемии коронавируса 10% ВВП региона, будет выходить из коллапса сообща. Комиссар Европейского Союза по внутреннему рынку Тьерри Бретон в качестве спасительной меры продвигает некий «План Маршалла», основой для которого должны стать средства из пакетов экономического стимулирования, которые позволят в период с июля 2020 по сезон 2021 года восстановить отели, рестораны, благополучие туроператоров и турагентств, а также круизных компаний.
Согласно данным Tourism Economics, наиболее вероятным итогом пандемии для отрасли станет 39% падение международного туризма. И это ещё неплохой результат — глобальный туристический рынок может сократиться до 50% за время «простоя», по данным Всемирного Совета по путешествиям и туризму. Европа — это 50% глобального туристического рынка. Совокупные же потери туризма европейских стран с учётом внутреннего туризма могут составить до 70%.
Выйти из этого состояния сразу не представляется возможным, и руководство ЕС убеждено, что самым простым и правильным способом будет разработка единых правил для путешествий по Европе, а затем их подготовка к единовременному открытию границ (Шенгенская зона останется закрытой в течение лета из-за нового коронавируса). Для этого всем нужно согласовать эти самые правила и провести скоординированную подготовку, а сделать это непросто. Но и не сделать не получится — иначе Евросоюз откажет в помощи по «Плану Маршалла».
Одна из ведущих туристических держав региона и мира — Греция (доля туризма в экономике составляет здесь 25%), соглашается с необходимостью такого решения, а также настаивает на помощи европейскому туристическому сектору. Об этом сообщил Министр туризма Греции Гарри Теохарис.
Немецкий мир смотрит на ситуацию иначе. Например, Австрия хотела бы открыть границы сначала для Германии, а уже затем для остальных. Не стоит забывать о том, что юг Европы — Италия и Испания — стали наиболее пострадавшими от пандемии странами и не считаются безопасными в глазах туристов и отельеров, поэтому равенство возможностей в этом вопросе обеспечить будет сложно.
Министр иностранных дел Хейко Маас заявил, что “никто не должен питать никаких иллюзий”, поскольку усилия по обузданию пандемии коронавируса будут продолжать ограничивать свободу передвижения. «Этим летом невозможно будет провести нормальный сезон отпусков с полными пляжными барами и полными горными хижинами», — сказал он.
Вопрос безопасности поездок, согласно опросам, стоит сегодня особенно остро. Впрочем, безопасность всегда волновала людей в первую очередь — вспомним, что после терактов 11 сентября в США туриндустрия потеряла 32%. Но сейчас для принятия решения о направлении и месте пребывания понадобится нечто большее, чем личные впечатления и статистика прошлых лет.
Вариантом определения безопасности международных поездок может стать сертификат безопасности здоровья, который будет выдаваться тем, у кого будет установлено специальное санитарное оборудование, работники и клиенты будут проверяться на наличие коронавируса, и в наличии окажутся средства защиты — маски, перчатки, термометры и т.п. В гонку отелей за безопасность включатся и объекты из списка Airbnb.
Конечно, тем, кто захочет перевозить и привлекать европейских туристов и быть сертифицированными, потребуется отказаться от близкого размещения, шведских столов, интимных уголков, столовых приборов многоразового пользования и прочего, что может повредить здоровью туристов и персонала.
Насколько такая разобщённость скажется на авиаперевозчиках и туриндустрии — вопрос спорный. С одной стороны, лоукостерам и отелям будет трудно сохранить прежние цены. С другой — им вряд ли удастся поднять их при острой конкуренции и падении платёжеспособного спроса. Вопрос в том, какие тенденции пересилят. Бретон сказал, что он считает, что государства, а не клиенты должны поддерживать свои авиакомпании.
Каков будет «План Маршалла» для европейского туризма и когда он будет согласован — покажет время. Тьерри Бретон очень старается переубедить пессимистов в его необходимости, и наверняка у него это получится в ближайшие месяцы. Но уже само применение этого понятия подразумевает создание некоего общеевропейского фонда, из которого по единым критериям будут распределяться средства на реализацию конкретных проектов.
Сейчас уже ясно одно: туризм в Европе после пандемии коронавируса будет единым, ему предстоит работать по одним и тем же правилам. Весьма вероятно, что изменится не только общепринятый туристический образ европейский стран, но и структура лидерства. «Все государства-члены должны иметь одинаковый и равный доступ к этим средствам», — говорит Бретон, но жизнь может внести коррективы. Отныне успех туризма страны будет определяться размером полученной по «Плану Маршалла» помощи и эффективностью реализации турпродуктов.