Французское общественное мнение разделилось по вопросу спецоперации на Украине (СВО). Я лично недавно слышала в ресторанах, как французы горячо спорили о том, имеет ли Путин право отстаивать свои интересы, и как. Но официальная позиция Парижа — это позиция члена НАТО, и зависимые от власти именитые музыканты, в том числе родом из России, были вынуждены выбирать: иметь контракты в какой-нибудь Метрополитен Опера или ограничиваться российской публикой, а также небольшими залами и гастролями в «дружественных странах».
В России знаменитым музыкантам тоже пришлось принимать участие в «Большой игре», и знаковые персоны с большими покровителями разделились по отношению к большой политике. Но мне доводилось общаться с теми, которые публично воздерживались от высказываний на тему СВО, хотя и имели свою точку зрения на неё.
Она не была крайней, и даже острополитическоческой. Это было размышление над современной ситуацией, это была горечь от разделения музыкального мира Европы. Наверное, уникальность проявляемых чувств, их звучание не в соответствии с «линией партии», было отличительной чертой наших дружеских бесед.
Музыканты — не политики. Почему они должны разделять позицию руководства Запада или руководства РФ?!
Впервые нечто подобное я увидела в информационном пространстве. Это было интервью молодого пианиста Юго Мартена французскому изданию La Croix. Он просто твёрдо заявил, что принял решение остаться в Москве, и не потому, что поддерживает проведение СВО.
22 февраля 2022 года, когда всё это началось, Юго Мартен думал об отъезде из РФ, но принял решение не сгоряча, а хорошо подумав. «Это был шок, погружение в неизвестность, — признаётся он. — Но я решил остаться в Москве, когда увидел, что украинские студенты не уезжают!».
Вот так искренне и натурально пианист описывает свои размышления. Поверьте, искреннее мнение об СВО человека, не вовлечённого в политический процесс, выглядит примерно так.
Несмотря на молодость, Юго Мартен — известная фигура во Франции. Он известен в своей стране как некогда вундеркинд, а теперь — блестящий молодой музыкант, который нашёл свою публику и в родной Франции, и в России. Так почему в мире высокой музыке он должен был выбирать между Чайковским и Дебюсси, между Московской консерваторией и Гранд Опера?
Наверное, если бы консерватория потребовала обязательного выражения политической позиции музыканта, она лишила бы его возможности подумать и принять взвешенное решение. Как хорошо, что в результате Юго Мартен не был поставлен в это положение и всё-таки принял решение работать в Москве.
Заметьте, что пианист выразил свою позицию французским СМИ — для французов, а не поработал на российскую аудиторию, что также говорит о том, что решение остаться в РФ было исключительно личным и профессиональным.