Фундаментальные или узкопрофессиональные: о востребованности знаний

роль знаний

Центральная печать развернула неожиданную для общества дискуссию на тему, которая давным-давно очевидна: какие сегодня знания востребованы больше: основные фундаментальные или узкоспециальные? Приводится тезис о том, что в рейтинге агентства Quacquarelli Symonds побеждают российские ВУЗы с их разнообразием фундаментальных предметов знаний.

Вместе с тем, оптимальный вариант – это когда человек широко образован, лучше энциклопедически, но при этом он обладает уникальными специальными знаниями в какой-то конкретной области.

Самая страшная вещь – это когда так называемые вновь обращённые — неофиты, которые ещё вчера ни бельмеса ни в чём не соображали, заявляют с высокой трибуны безапелляционные доктрины и необоснованные тезисы. Ситуация, которая складывается в гуманитарной сфере, приводит не только к деградации государства как такового (что мы уже наблюдаем 20 лет), но и к падению общей культуры общества и сознания людей.

Два дня назад закончился показ многосерийного фильма «Адъютант его превосходительства» 1969 года, где главную роль штабс-капитана Павла Андреевича Кольцова блестяще сыграл выдающийся русский актёр Юрий Мефодьевич Соломин.

Ю. Соломин в "Адъютанте его превосходительства"
Ю. Соломин в «Адъютанте его превосходительства»

В этом фильме впервые были показаны русские дворянские интеллигенты на службе в вооруженных силах. Образец доблести, отношения к чести и к долгу шокировали в недавнюю советскую пору сознание масс советских граждан. Они и в самом деле недоумевали, как это возможно, находясь в среде образованных, высокоморальных и ответственных людей вести шпионскую деятельность в пользу людей, стоящих ниже своего врага не только в интеллектуальном, морально-нравственном но и в политическом отношении.

О чём говорят в 6-серийном фильме «враги советской власти», великолепно сыгранные блестящим ансамблем русских актёров? Они говорят о высокой морали и высоких идеалах, ради которых гибнут люди. Они понимают, что гибнут за Россию, за свою славную историю, за честь отцов и прадедов, а не за мифический интернационал и не за надуманные невесть откуда пришедшие тлетворные идеи.

Самый блестящий эпизод в фильме, сыгранный Владиславом Стрижельчиком так, как это не сыграл бы и настоящий офицер-дворянин, связан с генералом Май-Маевским (по фильму – Ковалевским). Он говорит штабс-капитану о том, что армия гибнет и Киев сдан, и предлагает Кольцову вместе с невестой покинуть расположение армии, боевых частей, получить «долгосрочный отпуск, либо командировку» и отправиться за границу, в Париж или Берлин. При этом, — говорит ему генерал, штабс-капитан не совершает акта дезертирства, поскольку его направляет туда его непосредственный начальник – генерал Ковалевский.

Поражает ответ, произнесённый Юрием Соломиным (Кольцовым). Он говорит о том, что понимает доброту и глубокие гуманистические намерения командующего, но у него ещё есть понятие совести – совести российского офицера и дворянина. Поэтому он до конца остаётся в армии и «будь что будет». На что генерал Май-Маевский (в фильме – Владимир Зенонович Ковалевский) отвечает ему, что передаст невесте, что она может гордиться им.

Май-Маевский и его адъютант
В.З. Май-Маевский и его адъютант

В этом месте при просмотре фильма подступает ком к горлу. Мы понимаем, какая реальная ситуация была в ту пору в обществе. Люди должны были погибнуть (они знали об этом), но при этом идти до конца.

Зритель так до конца и не понимает, почему штабс-капитан Кольцов, по своему духу, образованию и мировозрению находящийся на стороне таких, как Ковалевский, должен почему-то его предать с потрохами и сделать так, чтобы победили те, которые впоследствии сметут всё на своём пути, не оставив камня на камне ни от морали и нравственности прежней эпохи, ни от накопленных знаний и основ общественного мировоззрения.

Заблуждаются те, которые запускают очередную утку – дискуссию в обществе на тему, предпочтительны ли фундаментальные теоретические знания в различных сферах науки (прежде всего, в гуманитарных дисциплинах) или знания одной узкой специальностей, скажем, цифровой, и эксплуатация их до высшей точки. И то, и другое необходимо.

Разумеется, человек должен иметь какую-то «ручную» профессию, ремесло, чтобы зарабатывать деньги и получать от государства заслуженное, а не незаслуженное вознаграждение. Речь не идёт о том, чтобы стать профессиональным мошенником, тем более попав во власть. Речь идёт о том, что человек должен обладать знаниями в самых широких областях, но направлять их в конечном счёте на пользу своей узкой специальности: быть хорошим писателем, журналистом, преподавателем, проповедником, врачом или даже хорошим начальником ЖЭКа.

Вспомните знаменитый спектакль, поставленный во времена Валентина Плучека в Театре Сатиры, где начальник ЖЭКа – в недавнем прошлом необразованный слесарь, организует кружок домашнего пения и облагает всех жителей дома данью. Они должны приходить каждый вторник на занятия хора, в противном случае им не починят кран в квартире и не заменят унитаз. Ну, хоть так…Глубоко несчастное, затравленное, замученное властями, униженное и оскорблённое общество должно гуманизироваться, а фундаментальные, прежде всего гуманитарные знания  — вещь не просто необходимая, а жизненно важная.

Когда А. Вертинский приехал в СССР, с ним произошёл казус. Об этом рассказывала его старшая дочь Марианна Вертинская. Когда они шли с отцом по Тверской, где жили, маленькая девочка обратила внимание на обилие грустных лиц. Отец грустно изрёк: «Сейчас в этой стране культурный слой очень мал, почти прозрачен».

Это изречение настолько грустное, насколько справедливое. Основная масса так называемых образованных людей в стране – это неофиты, выходцы из городских низов и крестьянской среды. Они обладают только частью фундаментальных знаний, но не прониклись всей глубиной гуманитарного, а тем более гуманистического сознания.

А ведь Степняк-Кравчинский в своём нетленном произведении «Россия под властью царей» говорил о том, что крестьянская община — чрезвычайно цельное и справедливое государственное образование. Его основа – высокая христианская мораль и нравственное поведение. Понимая это, разночинцы-народники в течение 40 лет растлевали именно крестьянскую общину как главный оплот монархии, консерватизма и духовной целостности русской государственности. Как им это удалось – до сих пор неизвестно. Есть только одна версия выдающегося феномена, описанного в произведении Троцкого «История Февральской революции», где он объясняет способность быстро растлить крестьянскую общину именно превосходством в фундаментальном образовании разночинцев из «Чёрного передела» над средним уровнем крестьянской общины.

Победа или торжество российских ВУЗов в очередном рейтинговом конкурсе на этот раз по степени значимости отдельных предметов – это ни о чём. Есть ли победа в рейтинге, нет ли её – гражданское общество не гуманизировано, а это прямое отражение отсутствия широких фундаментальных, прежде всего гуманитарных знаний. Власть наущает своё население только к одному: чтобы человек понаторел в каком-то одном ремесле, тгда у него есть шанс выжить в кипящем, бурлящем море российской экономической действительности.

Скорее ад замёрзнет, чем это произойдёт. Власть никогда не допустит, чтобы человек имел две возможности: лёгкий доступ к фундаментальным (прежде всего, гуманитарным) знаниям и к материальному достатку. Она понимает свою задачу только как ловлю блох на лысой голове, как говорят французы.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку