Я помню сильнейший накал чувств, который был вызван открытием сезона в «Новой опере». Дирижер Фёдор Леднёв представил тогда оперу «Доктор Атом» Адамса — мощный по красоте и восприятию антивоенный гимн. Теперь он вносит новые краски в наше восприятие чешского композитора Антонина Дворжака, к 130-летию знаменитейшей симфонии «Из Нового Света» совместно с Российским Национальным Оркестром (РНО) в Зарядье играя программу в её честь.
Романтическая музыка в преддверии Нового года и Рождества создаёт у нас, слушателей, предрождественское настроение. Она поистине прекрасна, мелодична, торжественна, но одновременно глубока.
Многие из сидящих в зале 15 декабря благодаря Леднёву впервые познакомились с балетом Аарона Комленда «Весна в Аппалачах», прекрасно вписавшейся в программу симфонического вечера между двумя произведениями Антонина Дворжака, и немногие зрители знали об истинном смысле произведения-открытия — симфонической поэме «Голубок».
В основе мелодичного произведения лежит ужасный сюжет наподобие того, который использовал А.С. Пушкин в стихотворении «Ворон к ворону летит…». Однако если стихотворение и изящный романс А. Алябьева не доводят развязку до конца (многие и не ощущают её), то сюжет баллады чешского поэта Карла Яромира Эрбена о трагедии во время свадьбы однозначен: убившая мужа вдова из угрызений совести топится в воде.
Как будто стараясь пробудить в слушателях острое восприятие музыки, заинтриговав его и показав всю сложную палитру чувств, виртуозно оркестр под мастерской дирижерской палочкой выводит нас на трагический финал, переходящий в другое ощущение семейной жизни — свадьбу молодой пары в христианской общине Пенсильвании, вступающей в новую жизнь. Глубокий христианский смысл, содержащийся в обоих произведениях, красивейшая форма подачи народной в своей основе музыки делает их незабываемым вступлением в симфонию «Из Нового Света».
Кстати, в недрах симфонии Дворжака музыковеды также нередко видят «свадебный смысл». Произведение могло быть навеяно композитору ритуальным танцем по случаю свадьбы Гайаваты (согласно одной из историй создания, две центральные части симфонии вдохновлены стихотворением Лонгфелло «Песнь о Гайавате»).
Антонин Дворжак хорошо известен в России, его произведения регулярно звучат на музыкальных площадках Москвы. Но общий контекст созданной Фёдором Ледневым программы и высочайший уровень исполнения последней симфонии композитора РНО дает новые грани последнего произведения чешского национального композитора, который стоял у истоков создания как чешской национальной музыки, так и национальной музыки США.