4 июня 1903 года в Санкт-Петербурге родился один из величайших дирижёров ХХ века Евгений Мравинский. Полвека он возглавлял старейший симфонический коллектив страны – оркестр Петербургской филармонии, оставив в его летописи память об «эпохе Мравинского».

Евгений Мравинский родился и воспитывался в дворянской семье. С ранних лет он учился музыке, часто бывал в опере и на концертах симфонической музыки. После прихода к власти большевиков его семья, как многие другие выходцы из дворянской среды, лишились привычных благ. Отец погиб, мать пошла работать костюмером в Мариинский театра, а Евгений устроился туда же артистом миманса, бросив учебу в Петроградском университете.
Театральная среда увлекала юношу, вскоре он стал аккомпаниатором в Ленинградском хореографическом училище. Здесь Мравинский досконально изучил классический танец, что в будущем пригодится ему в дирижерской деятельности.
Первая попытка поступить в Ленинградскую консерваторию не удалась: дворянское происхождение не приветствовалось. Через год пройти конкурс ему помогла балерина Татьяна Снеткова-Вечеслова, в чьем балетном классе он работал аккомпаниатором. Консерватория приняла молодого музыканта сразу на два факультета: композиции и дирижирования. Второе вскоре полностью овладело Евгением. После окончания консерватории Мравинского приняли на должность второго дирижера в Мариинский театр (вскоре переименованного в театр оперы и балета им. Кирова), где он вел, в основном, балетный репертуар.
Фортуна в полной мере повернулась к Мравинскому в 1938 году. Он становится обладателем первой премии первого Всесоюзного конкурса дирижёров и получает должность главного дирижёра в Заслуженном коллективе Республики Академическом симфоническом оркестре Ленинградской филармонии.

В этом оркестре Мравинский проработает до конца жизни – 50 лет. Под его руководством коллектив станет известным во всем мире. В 1946 году под руководством Мравинского оркестр впервые в истории советского исполнительства выступит за рубежом, будет неоднократно представлять СССР в Австрии, Польше, Швейцарии, ГДР, ФРГ, Польше, Японии Финляндии, сделает множество студийных и концертных записей музыки русских и зарубежных композиторов.
Грандиозным творческим тандемом тех лет стало сотрудничество Мравинского с Дмитрием Шостаковичем. Оценивая значение этой встречи, Мравинский называл ее «главным событием моей биографии». С Оркестром Ленинградской филармонии Мравинский подготовил премьеры Пятой, Шестой, Восьмой, Девятой, Десятой и Двенадцатой симфоний Шостаковича. Восьмая симфония, созданная в 1943 году, посвящена Мравинскому.

Мравинского называли «соавтором Шостаковича». Его интерпретации музыки композитора часто шли вразрез с партитурой, но всегда рождались как опыт глубокого проникновения в замысел автора, поиска истинных подтекстов музыки и их облачения в стройную и понятную музыкальную форму.
Мне однажды довелось сидеть на репетиции Пятнадцатой симфонии рядом с Шостаковичем и смотреть в одну и ту же партитуру. И там в одном месте у контрабасов стояло mf. Мравинский остановил контрабасы и сказал: «Играйте фортиссимо!». И Дмитрий Дмитриевич тут же взял ручку и переправил в своей партитуре меццо-форте на фортиссимо. Вот как он ценил Мравинского и доверял ему.
Из воспоминаний Бориса Тищенко
Маэстро дирижирует третьей частью Восьмой симфонии Шостаковича. Дирижерский жест Мравинского был всегда предельно скупым и точным. Музыкантам было достаточно его быстрого внимательного взгляда. Критики сравнивали оркестр Ленинградской филармонии под управлением Мравинского с бешеным жеребцом, управляемым одной рукой.
Евгения Александровича современники вспоминали как сложного и противоречивого человека, авторитарного дирижера, глубокого мыслителя. Его полвека в Ленинградской филармонии называют не иначе, как «эпоха Мравинского».
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения