Он безупречно играл на расстроенной скрипке и даже на ее единственной струне. Не имея возможности понять источника такой гениальности, современники обвиняли его в сделке с Сатаной, но продолжали рукоплескать демонической игре. В центре нашего внимания – мифы о Никколо Паганини и возможные секреты его таланта.
Мог сыграть на скрипке все
О виртуозном владении скрипкой Паганини ходят легенды. Инструмент в его руках пел любыми голосами, пародировал птиц, зверей, призывный возглас трубы или нежный перебор струн гитары. Для исполнителя не была проблемой такая неожиданность, как лопнувшая во время концерта струна. Публика была в восторге, когда виртуоз без малейшего колебания доиграл произведение на оставшихся трех струнах.
Этот прием, приведший публику в неописуемый восторг, Паганини далее использовал в собственных сочинениях. Так, для старшей сестры Наполеона Элизы Бонапарт Паганини написал «Любовную сцену» для струн ми и ля. Скрипач был придворным музыкантом при дворе Элизы и, возможно, имел с ней любовный роман. В честь дня рождения первого императора французов Паганини сочинил и исполнил Сонату для струны соль, назвав ее «Наполеон».
Еще одно произведение Паганини для скрипки с одной струной – Вариации из оперы Джоаккино Россини «Моисей». На записи венгерский скрипач Алтан Залай прекрасно демонстрирует искусство игры на одной струне.
Талант Никколо Паганини стал результатом природной одаренности и длительных занятий. Музыкальный талант сына, третьего ребенка в семье, Паганини-отец заметил в раннем возрасте. С детских лет мальчик занимался на скрипке, мандолине и гитаре по несколько часов в день до полного изнеможения. Есть предположение, что нотную грамоту он освоил раньше чтения и письма. Кроме скрипки Паганини прекрасно играл на гитаре и оставил для нее несколько великолепных сочинений.
Талант от сатаны
Необыкновенную виртуозность Паганини современники не относили к божественному дару, ниспосланному с неба. Напротив, скрипача регулярно и на полном серьезе обвиняли в сговоре с Дьяволом. Публика после концертов рассказывала друг другу о таинственной тени за спиной скрипача, которая водила смычком по струнам, и, конечно, считала ее самим Сатаной.
Вероятно, мистический ужас на окружающих Паганини наводил не столько неподвластной большинству музыкантов виртуозностью владения скрипки, сколько весьма своеобразным внешним видом. В обыденное время он ходил в длинном пальто до пят, а длинные черные волосы окружали его бледное худое лицо. Про походку Паганини говорили, что у него «железные кандалы на ногах».
Исследователи склоняются к мнению, что у Паганини был синдром Марфана – наследственное генетическое заболевание, при котором у человека чрезмерно удлинены руки и ноги, есть сколиоз, а вся фигура приобретает угловатый вид.
Тень Дьявола за непостижимым для обычного человека талантом Паганини привела к тому, что его не могли похоронить почти 50 лет. Разрешения на упокоения тела не давали церковные служители.
Идеальный слух
Мощным фундаментом дарования Паганини, по-видимому, был идеальный слух. Биограф Паганини Конестабиле рассказывает удивительный случай, произошедший с виртуозом во Флоренции. В доме одного из аристократов был запланирован концерт с участием Никколо Паганини. Под аккомпанемент рояля он должен был сыграть произведения Йозефа Гайдна.
Паганини опоздал на прием и потому показал пианисту Луиджи Пиккьянти готовность играть сразу, как только вошел в зал. Музыканты сыграли первую часть сонаты, после чего Паганини невозмутимо настроил скрипку. Пиккьянти был поражен: инструмент, на котором Паганини только что блестяще отыграл целую часть музыкального произведения, отставал от строя рояля на целый тон. Это значит, что Паганини на ходу пересматривал аппликатуру в сложнейшей партии скрипки так, что никто даже не подумал о расстроенном инструменте.
Вероятно, что гений Паганини не был привязан к привычному строю инструмента, а владение скрипкой было на таком уровне, что он мог безупречно исполнить любую музыку в любых условиях. Это косвенно подтверждает партия скрипки в его Первом скрипичном концерте. Оркестр играет в ми бемоль мажоре, в то время как партия скрипки в оригинале написана в ре мажоре. Чтобы свести их к единому знаменателю, исполнители традиционно настраивают инструмент на полтона выше.
Первый концерт для скрипки с оркестром Никколо Паганини прозвучит в Большом зале Московской консерватории 29 июня. В сопровождении Московского камерного оркестра Musica Viva партию скрипки исполнит Гайк Казазян. Программу дополнит последняя симфония Моцарта «Юпитер».
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения