В 2017 году отмечает 150-летие пьеса «Пер Гюнт», неразрывно связанная в сознании современного человека с именем не только своего создателя норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828-1906), но и великого норвежского композитора Эдварда Грига (1843-1907), написавшего к спектаклю музыку.
Пьеса с автобиографическим подтекстом
Интерес Генрика Ибсена, сына богатого торговца, к театру и норвежскому фольклору был не случаен. В течение 10 лет 1852-62 гг. Ибсен был связан с театром очень тесно. В 1852 году он возглавил первый национальный норвежский театр в Бергене – втором городе страны, а затем и в столице Кристиании (ныне Осло). Именно в этот период увлечения норвежской самобытностью и драматическим театром Ибсен начал писать пьесы и обрел всенорвежскую известность (этому в частности способствовала пьеса «Пир в Сульхауге», созданная в 1856).
«Пер Гюнт» (1867) – история о страннике, ищущем личного счастья в далеких краях – своего рода автобиографическая пьеса о самом Ибсене. В 1864 году, став обладателем стипендии как писатель, Ибсен уехал в Италию и 25 лет провел за границей в поисках новых источников вдохновения и самоуспокоения. Написанная в Италии и представляющая Норвегию как мир, населенный уродливыми тварями и отчасти безжалостным народом, пьеса была очень негативно принята соотечественниками Ибсена и отчасти заставила его повторить незавидную судьбу своего героя.
Музыка, подарившая успех
Первое представление пьесы в родной стране автора состоялось только в 1876 году и прошло в столице. Готовя постановку пьесы, Ибсен обратился к композитору Эдварду Григу с просьбой написать музыку к спектаклю. Выбор писателя в сторону уже маститого и признанного норвежского гения Эдварда Грига (1843-1907) было судьбоносным. Григ, в отличие от своих соотечественников, очень высоко ценил творчество Ибсена и пьесу «Пер Гюнт» в особенности. Он с большой радостью откликнулся на предложение о сотрудничестве и, во многом, благодаря музыке Грига и особенно выделению образа Сольвейг, «Пер Гюнт» был тепло встречен на первом представлении в Норвегии и выдержал 36 аншлаговых спектаклей.
Создание музыки к драматическому сочинению со стороны Грига было связано с необходимостью достаточно строгого следования плану Ибсена, изложенному в письме к композитору. В нем драматург достаточно много внимания уделял музыкальному оформлению спектакля, фактически возводя Грига в ранг соавтора (об этом свидетельствует и просьба Ибсена разделить полученный гонорар ровно пополам).
Несмотря на любовь Грига к творчеству Ибсена, сочинение музыки шло тяжело. Воплощая ранее только ибсеновскую поэзию в жанре романса, Григ был очень подавлен ироничностью пьесы и необходимостью «непременно подпустить чертовщины» (со слов письма Ибсена). Как ни странно, но один из наиболее знаменитых моментов музыки к драме – «В пещере горного короля» — вызывал у Грига почти отвращение и тошноту.
«В пещере горного короля» в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Владимира Спивакова:
Возвращение к музыке было совершено Григом в 1886 году. Готовя представление «Пера Гюнта» в Копенгагене композитор переработал первоначальную композицию и переоркестровал почти все номера. В 1888 году ряд законченных номеров были изданы композитором в виде Первой сюиты, в 1891 за ней последовала Вторая. Именно они наиболее часто звучат сейчас в концертных программах.
В ближайшие дни «Пер Гюнт» в виде музыкальной драмы в сопровождении художественного слова будет представлен в Большом зале Консерватории. Музыка Грига прозвучит в исполнении Симфонического оркестра радио «Орфей».