15 декабря на концерте в «Зарядье» я встретил видного знатока исполнительского искусства произведений Баха в России. Он, один из руководителей Российского Дворянского Собрания, сказал, что исполнение Баха требует особого состояния души, и исполнять надо только в предрождественские дни, чтобы в полной мере питаться духовными флюидами.
Бах — величайший композитор всех времён и народов, во многом перевернувший состояние умов (с него началась контрреформация в Европе), но и состояние духа среди наиболее просвещенной и одухотворенной части европейской цивилизации.
Бах для меня — это не музыка. Это молитва, ибо слушая музыку гения, ты не слышишь звуков, но биение своего сердца и голос Всевышнего, наставляющего тебя на путь Света, Добра и теплых надежд.
Величайший исполнитель музыки гениального немца — Валерий Гергиев, ежегодно в предрождественские дни дарит нам, поклонникам его четкого, ясного и органичного исполнения музыки Баха подарок — вечера духовной музыки. Сам он — чрезвычайно духовный человек, иначе не смог бы так исполнять музыку Баха. Это может сделать только человек, её глубоко чувствующий.
Теперь о самом концерте. Грандиозное полотно, состоящее из огромной архитектуры музыкальных составляющих, формирует потрясающее явление в зале. Я думаю, что ни с чем не сопоставимо сочетание хора и оркестра под четким руководством человека, который видит все нюансы, микрочастицы, оттенки звуков, как и сами звуки в их совокупности.
Валерий Гергиев вчера превзошёл сам себя, став соавтором «Страстей по Иоанну», наиболее многоярусного, многовекторного и масштабного духовного произведения Баха — родоначальника и единственного композитора духовной музыки.
Сложнейшее произведение, рассказывающее евангельский текст, посвящается не музыкальному рассказу, известному нам по хрестоматийным источникам. Речь идёт о глубоком состоянии души и тела слушающих в ткань сопереживания с исполнителями, музыкантом и дирижером, находящимся напротив на намоленной сцене величайшего из музыкальных центров мира — в концертном зале «Зарядье».
Несколько слов об атмосфере в зале и на сцене. Должен признаться, что такого сопереживания, такой эмпатии, единения душ и сердец я давно не видел. Казалось, что камертон всего зала бьется в унисон с сердечными тактами дирижера.
Тишина… Та самая тишина, которая не есть космическая — это тишина огромного стечения людей, охваченных единым порывом души и состояния духа. Люди сидели и не дышали, поскольку входили в то самое состояние, в которое обычно входит человек во время глубокой медитации, когда его душа разговаривает с Богом.
Говорить об исполнительской стороне самого оркестра не приходится. Блистательная первая скрипка, восхитительные голоса певцов. Но ещё раз повторить необходимо. Высочайший уровень, достижимый только в сочетании таланта и кропотливого труда даёт такие потрясающие духовные результаты. То состояние музыки, которая даёт все земное земному.
Есть люди, которые говорят, что идти на концерт духовной музыки нужно в особом состоянии души. Например, в пост. Я же говорю: если человек способен воспринять исполнение Валерием Гергиевым духовной музыки Баха — значит, этот человек не потерян для цивилизации. Это приобретение для неё.
Я не буду говорить много комплементарных слов в адрес оркестра — это лучше сделают другие, которые в полном объеме были представлены на историческом концерте.
В эти предрождественские дни концерт напомнил нам о нашей высокой духовной задаче: сбережении духовной энергии, духовных сил и, в конечном счете, духовного начала не только российской цивилизации — она никогда не погибнет, но заставляет нас задуматься о судьбах человечества в целом. От каждого из нас, будь то король или смерд, зависит судьба человечества. Каждый по мере, данной нам Всевышним.