Валерий Гергиев, открывая гастроли Мариинского театра в Москве 12-14 апреля 2024 года, начал с «Торжественной мессы» Людвига ван Бетховена. Так маэстро не только готовит московских поклонников к главному православному празднику — Пасхе, но и напоминает им о том, что 200 лет назад в Санкт-Петербурге мир впервые услышал это произведение, духовную вершину творчества великого композитора-романтика.
Славный юбилей свидетельствует о том, что русская музыкальная жизнь нередко шла в авангарде европейских тенденций. В случае с «Торжественной мессой», мировую премьеру осуществил меценат Бетховена князь Николай Голицын, виолончелист-дилетант и выдающийся участник войны 1812-1814 годов, автор воспоминаний в взятии Парижа и переводчик патриотических стихотворений А.С. Пушкина на французский язык.
Князь был посредником в продаже произведения Бетховена царской семье, «Торжественной мессы к российскому двору».
До сих пор западные искусствоведы негодуют о том, что 7 апреля 1824 года первая мировая премьера «Торжественной мессы» прошла на благотворительном концерте в Филармоническом обществе в Санкт-Петербурге, хотя по всей Европы выражали желание первыми услышать её.
Решение передать произведение русскому покровителю было принято самим композитором, который, уже будучи глухим и немощным, понимал, кому можно доверить духовную музыку с чрезвычайно сложными хоровыми и вокальными партиями. Венская премьера не избежала цензуры и купюр — в России удалось поставить целостное произведение.
Солистам в «Торжественной мессе» требуется не только воссоздавать Божественную славу и подчёркивать контраст сущности Бога и человека, но также выражать двойственную, Божественную и человеческую, природу Христа. Например, в первой части «Кирие» солист представляет священника, проповедующего пастве (хору) о тройственной сущности Бога.
Бетховен всецело погрузился в это произведение, изучая историю создания мессы своих предшественников, древние монашеские песнопения и католические традиции. Создание духовного шедевра заняло у композитора несколько лет, а через три года после премьеры он сам примет своё последнее причастие, и перейдёт в иной мир. «Торжественная месса» — личное, глубоко индивидуальное послание к Богу.
Явственно помня движение наполеоновских войск на Вену, Бетховен также вкладывает в «Торжественную мессу» присущее ему огромное психологическое напряжение и опасение за мир.
Оркестр Мариинского театра — редкий коллектив, который способен передать тожественность мессы, её внутреннее волнение и революционный пыл, не упуская ни малейшей детали авторского замысла великого романтика. В «Глории» музыканты достигают невероятной контрастности и живописности исполнения — Бетховен здесь предусматривает быструю смена резко контрастирующих темпов, фактур и настроений, стремясь отразить в музыке каждый оттенок смысла религиозного текста. Это невероятная по красоте молитва оркестра.
Выше всяких похвал солисты: Ирина Чурилова (сопрано), Анна Кикнадзе (меццо-сопрано), Сергей Скороходов (тенор), Мирослав Молчанов (бас) и Лоренц Настурика-Гершовичи (скрипка). И, конечно, маэстро Валерий Гергиев, который во главе прославленного оркестра доставил такое ни с чем не сравнимое удовольствие москвичам.
Фото предоставлено пресс-службой Фонда Валерия Гергиева