Шумная ПиАр-кампания последнего времени, связанная с воспоминаниями о падении Берлинской стены, символизировавшей собой раздробление Германии на две зоны влияния — Западную и Восточную — получила и финансовый выигрыш. «Раскрученный» образ стены сделал это посещение туризма Германии особенно привлекательным, активизировав продажу тематических туров и сувениров, выставок и экскурсий по столице страны. Но качество роста не удовлетворяет руководство Берлина. Ожидается, что после праздненств туристическому маршруту будет дан новый импульс.
Празднества, посвященные падению Берлинской стены, официально завершились вчера, 9 ноября, у Бранденбургских ворот. Сегодня, тридцать лет спустя, это уже далёкое от жизни воспоминание о пропускном пункте Чарли, некогда охраняемом американским военным контингентом. Последний, поговаривали, иногда брал неофициальные налоги с немцев и туристов, давая им доступ к достопримечательности.
Позднее опыт переняла туристическая компания Dance Factory, предлагавшая посетителям сфотографироваться с двумя «солдатами» напротив стены, но её навязчивые услуги были несколько дней назад запрещены властями. А это был высокодоходный бизнес со средним ежедневным оборотом в 5’000 евро.
В 2018 Берлин привлек 13.5 миллионов посетителей, из которых 46% — иностранцы. «С января по август 2019 года количество туристов выросло на 4% по сравнению с прошлым годом», — цитирует Figaro Буркхарда Кикера, директора полугосударственного агентства по развитию туризма VisitBerlin. Туристический маршрут в Берлин, в рамках которого интересующимся показывают Стену, к настоящему моменту прекрасно разработан, он включает в себя более двадцати крупных музеев и туркомпаний, не считая более мелких.
Игроки туристической отрасли Германии не вполне довольны тем, что образ Берлинской стены приобрёл репутацию развлекательного места, где продаются бутафорские меховые шапки Красной Армии, маски и стоят люди, одетые в военную форму США, которые взимают плату с туристов за снимки. Сам Буркхард Кикер в интервью газете Tagesspiegel daily назвал главную туристическую достопримечательность Берлина «бельмом на глазу».
На фоне ПиАр кампании вновь возникла дискуссия о том, как развивать этот район Берлина. Недавно были отвергнуты планы строительства некоторых объектов частными инвесторами, в том числе хард-рок-отеля у Берлинской стены. Правила застройки для этого района были ужесточены, в том числе ограничена высота новых возводимых зданий, а также введено требование о том, чтобы 30% квартир стали социальным жильем. Туризм в своё время не только принёс доход Берлину, но и привёл к росту цен на жильё (его продажу и аренду), сделав его менее комфортным для немцев. Теперь, на фоне новой волны ажиотажа, пришло время сделать качественный пересмотр туристического маршрута и изменить образ Берлинской стены, а также позаботиться о самих берлинцах.