Истоки современного фортепианного искусства следует искать намного ранее, чем появление самого фортепиано. Исполнительство на клавире, как начало истории одного из наиболее популярных музыкальных инструментов, широко известно с XVI века, но его подлинный расцвет относится к первой половине XVIII века, когда на арене европейской музыки восходит гений Иоганна Себастьяна Баха.
Клавир до Баха
XVI-XVII века отметились активным развитием светской инструментальной музыки. Выходя из-под власти церкви и получая определенную степень свободы, композиторы сближали музыкальное искусство с повседневной жизнью, стремились отобразить в своем творчестве эмоции и чувства, сопровождавшие человека вне церкви и являющиеся основой его светской жизни.
Искусство клавирной игры пышным цветом расцветает с XVIII века во Франции, Италии и Англии – колыбелях первых клавирных школ. Не исключением в виде благодатной почвы для развития клавира является и Германия. Здесь, конечно, клавир более притеснен со стороны органа, но активно развивается как в сфере производства инструментов, так и в композиторском творчестве.
Иоганн Себастьян Бах – далеко не первый немец, обративший свой взор на клавир. Его предшественники Фробергер, Пахельбель, Букстехуде, Кунау активно сочиняли для клавира, оставив на этом поприще масштабное наследие. Однако фигура Баха подобно Эвересту возвышается над всем и сфера клавирной музыки не составляет исключения.
Достойный великой музыки
Под понятием «клавир» во времена Баха подразумевался целый комплекс клавишных инструментов: клавесин, клавикорд, верджинал, спинет и т.д. Имевшие между собой ряд отличий по конструктивным особенностям и внешнему виду, они объединялись универсальным принципом звукоизвлечения – нажим на клавишу приводил струну в колебание, что становилось источником звучания всего инструмента.
Клавирная музыка эпохи барокко выступает наследником традиций лютневой школы XVI века. Лютня как инструмент для бытового музицирования задавала тон репертуару, исполняемому на ней. Преимущественно это были танцевальные мелодии и аккомпанементы пению.
Бах в своем обращении к клавиру обратил взор на достижения других инструментальных школ: органной, скрипичной, традициям оперного пения. Насыщая клавирную музыку патетикой органных импровизаций, виртуозностью скрипичных пассажей, кантиленой вокального голоса, композитор максимально расширил технические возможности клавира и создал для него новый образный мир, вышедший далеко за пределы бытового музицирования.
Среди жанров клавирной музыки, к которым обратился Бах, необходимо отметить сюиту, которую композитор насытил полифоническими органными методами развития музыкального материала, и создание принципиально нового жанра клавирного концерта, в котором клавир был подан в виде совершенного инструмента, не уступающего по возможностям королям музыкального мира органу и скрипке.
Нельзя не отметить обширного числа педагогического клавирного материала, вышедшего из-под пера И.С. Баха. Инвенции, прелюдии, два тома «Хорошо темперированного клавира» до наших дней являются важными вехами на пути обучения современных пианистов.
Программная сюита И.С. Баха для клавира «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» в исполнении Ивана Лебедева (клавесин):
Клавирную музыку эпохи барокко и раннего классицизма в рамках программы «Двойная игра» 12 ноября в Московской консерватории представят Татьяна Зенаишвили и Елена Бурундуковская – ведущие исполнители и педагоги в сфере клавирного искусства в России.