1 августа 2019 года в Москве прошёл очередной российско-индонезийский Бизнес форум. На сессии, посвящённой туризму, индонезийские и российские профессионалы туриндустрии обсуждали итоги, перспективы и пути развития туристической отрасли.
«Индонезия — единственная страна, превысившая докризисные показатели 2013 года, — сказала Майя Ломидзе, Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР). — Рост интереса к этой стране в 2019 году составил 15%». Статистические данные обнадёживают, но далеки от потенциала.
Дело, конечно, не в отсутствии интереса к стране, неизменно манящей россиян как своим климатом, так и удивительной самобытной и разнообразной культурой. Уже четвёртый год в Москве проходит фестиваль Индонезии, и рост интереса зрителей примерно совпадает с успешным продвижением Индонезии на российском туристическом рынке. Барьеры на пути роста турпотока носят исключительно практический характер — это длинная и не всегда удобная дорога.
Путь от Москвы до аэропорта Бали Денпасара — 12.2 часов Российскими Авиалиниями, их прямым рейсом. Бали остаётся ключевым направлением туризма для нашей страны, занимающий 90% трафика (в ближайшей перспективе, однако, появятся и другие не менее интересные направления).
Недавно авиакомпания «Россия» (часть холдинга «Аэрофлот») изменила расписание, и осуществляет вылет из Москвы в час ночи. В зимнее время, популярное для поездок в Индонезию, авиаторами планируется увеличение числа рейсов до 3 в неделю. Кстати, через прямые рейсы из Москвы летают не только русские, но и французы, литовцы, латвийцы и беларусы. Но 71% — именно русские, люди в основном выше среднего достатка, искушенные в туристических поездках, в том числе по Юго-Восточной Азии.
Цель индонезийцев — принять 169’000 российских туристов в 2019 году. И эта цель, как показывают прошлые осуществленные прогнозы, имеет все шансы на успех.
Что касается поездок индонезийцев в Россию, то, по данным Ростуризма, в 2018 году к нам заехали только 10’000 туристов из Индонезии. Конечно, это далеко не предел, и российское руководство стремится к либерализации визового законодательства — одного из главных барьеров на пути въездного туризма.
Один из путей снятия упомянутого барьера — организация быстрого получения кратковременных туристических электронных виз. На настоящий момент Калининград, а с 1 октября и Санкт-Петербург получат возможность принимать электронные визы. Обсуждаются возможности увеличения их срока до 16 дней — тогда, по расчётам, число туристов вырастет на 30%. «Если это будет распространено на всю Россию, как обсуждается, то это станет подарком туриндустрии», — сказал Дмитрий Горин, советник руководителя Федерального агентства по туризму РФ (Ростуризма).
Но есть и ещё одно направление развития туризма между Россией и Индонезией — это государственное субсидирование перелётов. «Россия на эти нужды направляет 3.2 млрд рублей, — поделился Горин. — Ростуризм просит и Индонезию рассмотреть возможности их субсидирования».
Будет ли принято такое решение — пока неизвестно, но если индонезийская сторона на государственном уровне удешевит авиабилеты, то она сможет смело пересматривать свои прогнозы на будущее в большую сторону. А у россиян появится ещё один стимул съездить в эту прекрасную страну.