Индонезия, для туристического сектора которой китайские туристы составляют более 13%, остерегается давать оценки возможных потерь от закрытия границ с Китаем — страной, где идёт борьба с коронавирусом. Тем более индонезийцы не представляют общих потерь, которые могут возникнуть в случае затяжного карантина у страны, являющейся её ключевым торговым партнёром. Отмена регулярных рейсов, медицинский осмотр всех иностранных сотрудников и запрет въезда в страну иностранных работников — вот немногие действия, которые было вынуждено предпринять в последние дни индонезийское руководство. Результат есть — в стране нет ни одного заболевшего.
Индонезию посещает ежегодно более двух миллионов китайских туристов. Пока, по истечении месяца, потери туристического сектора — это десятки тысяч турпоездок, отменённые в основном на острове Бали (остров ежегодно принимает более половины турпотока из КНР, для него доля китайских туристов превышает 20%). Но когда всё это закончится, пойдёт ли счёт на миллионы китайцев?
Крупнейшая из бюджетных авиакомпаний Индонезии — Lion Air — с февраля 2020 года приостановила авиасообщение с континентальным Китаем. Это стало самым жестким ответом авиакомпаний Индонезии на страх перед распространением коронавируса, который может породить эффект домино. Так, Batik Air уже прекратила осуществление шести рейсов в КНР, Sriwijaya отменила один еженедельный рейс, но обе (второй и третий по размеру национальный перевозчики) могут последовать примеру крупнейшего конкурента. Тем более, что так поступили международные коллеги — British Airways, Myanmar Airways International, и т.д.
Индонезийские отели пустеют, рестораны простаивают… «Главное, чтобы отказы от поездок не приблизились к отметке два миллиона», — говорят индонезийцы, работающие в туристическом секторе.