16 и 24 июня 2017 года в Новой опере в рамках Фестиваля хоровой музыки «Иное. 2» прозвучат сочинения на библейские темы И. Стравинского и Г.Ф. Генделя. Концепция Фестиваля, основанная на нетрадиционном прочтении жанров и пересмотру отношения к хоровому коллективу, предлагает рассмотреть сочинения XVIII и ХХ века в их соотношении.
Кантата «Вавилон» (1944), оратория «Плач пророка Иеремии» (1958) и одно из последних сочинений «Заупокойные песнопения» (1966), созданные одним из ярчайших новаторов ХХ столетия Стравинским, организаторы Фестиваля предлагают соотнести с ораторией «Мессия» (1741) Генделя, которую можно назвать одним из наиболее известных и традиционных сочинений в хоровом жанре.
Обращение И. Стравинского к духовной тематике характерно для последнего двадцатилетия его творчества. Поиски новых тем для сочинений привели композитора к библейским сюжетам и размышлениям на вечные темы жизни и смерти. Используя универсальные темы, Стравинский не утрачивает своей музыкальной изобретательности, создавая оригинальные хоровые сочинения с продуманной драматургией и ярким музыкальным языком.
Интересны параллели, которые можно провести в связи с духовными сочинениями Стравинского. Возвышенный тон «Плача пророка Иеремии» вызывает ассоциации с «Мессией» Генделя, а «Заупокойные песнопения», созданные в жанре Реквиема, по итоговому положению в творчестве и уровню духовного откровения можно сравнить с Реквиемом В.А. Моцарта.
Хор и религия
Хоровая музыка с древних времен была связана с религиозными воззрениями человека. В прошлой статье о хоровой музыке мы заметили синкретичность искусства ранних эпох и особо выделили коллективное музицирование с элементами танца в качестве его основы.
Культовая хоровая музыка появилась у древних греков и была перенята первыми христианами. Были сохранены ее тембровая окраска (преимущественно только мужские голоса), одноголосие и монодическое строение. Это синтезировалось в псалмы и особую псалмодическую манеру пения, больше напоминавшую распевную декламацию (она по-прежнему сохраняется, например, в православном богослужении).
Христианская хоровая культура развивалась и систематизировалась по мере своего развития. Появлялись каноны пения (например, григорианский стиль), отбирались тексты.
Необходимо заметить, что церковная хоровая музыка была исключительно профессиональной (рекомендуем интервью с руководителем Ансамбля старинной музыки Ex Libris Д. Саяпиным). Ее значительное усложнение начинается примерно с X века: постепенно увеличивается количество голосов, в католический храм приходит орган, формируются основные жанры церковной музыки (мотет, месса).
Профессиональная европейская композиторская школа формируется также в лоне церковной музыки, из которой выходит музыка светская. Например, в Венеции XVI века в церкви проходят духовные концерты, в которых два хора состязаются друг с другом. Постепенное усложнение вокальных партий дало дорогу жанру оперы.
Таким образом, хоровая церковная музыка является одним из столпов музыкальной классики, пройдя путь от культовых песнопений с танцами до мессы в творчестве великих композиторов.
Источники: Новая опера