В Новой опере в июне проходит Фестиваль хоровой музыки «Иное. 2». Событие развивает идею, заложенную год назад, и выделяет тему иного прочтения жанров, тем, самого взгляда на хоровой коллектив. Основными углами Фестиваля станут концерты 16 и 24 июня, когда будут соотнесены сочинения на библейскую тематику XVIII и XX веков: «Мессия» Г.Ф. Генделя и «Вавилон» и «Плач пророка Иеремии» И. Стравинского.
Основной участник Фестиваля – Камерный хор Новой оперы под руководством Юлии Сенюковой – как всегда представит не только яркое и отточенное исполнение, но и раскроет артистические возможности хорового коллектива.
Михаил Сегельман – историк музыки и заведующий литературной частью театра – пишет, что в Фестивале хор «получает иные возможности для самореализации; среди них – импровизационный хоровой театр, требующий уникального синтеза вокальной и актерской выразительности, детализированной пластики».
Трактовка хорового коллектива, лежащая в основе Фестиваля «Иное», близка древнегреческой. Обратимся к истории хора и рассмотрим, какова судьба это жанра.
Танец с пением – хоровод?
Греческое слово horos имеет несколько смыслов. Изначально так называлось место для культовых церемоний, во время которых водились хороводы — танцы с песнями. В этой связи удивительно насколько близки оказываются древнегреческая и славянская традиции.
Слово «хоры» во множественном числе и в значении определенного места для исполнения музыки сохраняется по сей день. Так, к примеру, называется балкон, на котором размещается орган или хор в христианских храмах (в православных чаще он именуется клиросом).
В Древней Греции хоры имели множество функций: от развлекательной до общественно-социальной. Тогда же произошло разделение жанра на три ветви: культовые, дифирамбические (лирические в честь Диониса) и драматические, принимавшие участие в древнегреческих трагедиях и комедиях на правах одного из главных действующих лиц.
Значение хора в общественной жизни греков трудно переоценить: хоровое пение было своего рода выражением общественного настроения и мыслей, созданием общности народа, средством воспитания и поучения. Древнегреческий писатель Ксенофонт (V-IV вв. до н.э.) ставил хор в центр образования:
«когда каждый делает, что попало, видишь только сумятицу, на которую и смотреть неприятно, а когда те же самые люди действуют и поют в порядке, то стоит на них посмотреть и послушать».
Как давно мы стали петь хором?
Хоровое пение в древности присуще не только грекам. Исследователи музыкальной старины придерживаются мнения, что хоровое пение было первичным музыкальным языком человека. Коллективное музицирование как часть синкретического искусства на ранних этапах развития культуры была присуща всем народностям и человеку как социальному виду, в частности.
Вплоть до XVI века, а иногда и далее хоровое пение неразрывно сочеталось с танцем или определенными синхронными движениями поющих. Лучшим примером здесь является уже упоминавшийся хоровод. Надо заметить, что коллективное пение и движение в такт музыке в человеке заложены на уровне физиологии. Маленькие дети, еще очень близкие к природе и не стиснутые в рамки социальных норм, на новогодних утренниках лучше всех водят хороводы и поют песни – в них говорит голос нашей человеческой природы.
Хор как музыкальный жанр за историю человечества прошел длительное развитие и предстал в различных амплуа. В одной из следующих статей мы поднимем тему культового хорового пения и преломления религиозной тематики в композиторском творчестве.
Источники: www.novayaopera.ru
Кулишова О. Античный театр. СПб., 2014
Никольская-Береговская К. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.М., 2003