Российский туристический рынок — предмет усилий федеральной и региональной власти России. Как неоднократно говорилось, правительство ставит задачу сделать туризм России одним из значимых в глобальном масштабе (сейчас это около 5%) и в ВВП страны (на данный момент — 3.4%). В ближайшее время планируется довести долю доходов от туризма в ВВП России до 10%, за счёт развития как внутреннего, так и въездного направлений.
Одной их программ, которые способны привлечь туристический поток и приумножить богатства страны, является проект развития волжской водной и туристической инфраструктуры «Чистая Волга«. О нём и других вопросах, связанных с развитием туризма, культурно-политический журнал «Э-Вести» расспросил Генерального директора компании Интурист-Томас Кук (Intourist-Thomas Cook) Леонида Иосифовича Мармера, который, помимо работы в компании, входит в состав координационных советов при правительственных органах (Правительство Москвы, Ростуризм, проект Серебряное ожерелье России и др).
Компания «Интурист» — в советское время крупнейшая организация по въездному туризму — пережила жесточайший туристический кризис 2000-х годов, проделала путь от государственной организации до частной международной компании (основной акционер компании — крупнейший европейский туроператор Thomas Cook). Она была основана в 1929 году. Сегодня «Интурист» организует индивидуальные VIP-туры, групповые путешествия и бизнес-мероприятия.
ЭВ: Сегодня у «Интуриста» азиатский тренд ощущается? Или вы с Европой больше общаетесь?
Мармер Л.И.: Азиатский тренд ощущается, абсолютно верно. Азии гораздо больше. Это Иран, Китай, Индия, Гонконг, Корея, Япония, много туристов из Ближнего Востока.
ЭВ: У вас есть специалисты, которые работают с индийскими, китайскими группами? China friendly, India friendly…
Мармер Л.И.: Да, конечно. Мы сейчас получили сертификат – стали единственным большим оператором China Friendly, и также участвуем в программе привлечения мусульман Halal Friendly.
ЭВ: Хотелось бы узнать у Вас как у эксперта, давно работающего на зарубежном рынке, когда к нам поедут в массовом порядке европейцы?
Мармер Л.И.: Там снижения, по сути дела, не было, но и повышения, по разным причинам, нет. Чувствуются визовые ограничения и политическая обстановка. Цифры те же, но стабильного роста мы не видим.
После 2014 года имидж России очень пострадал в геополитическом плане, особенно со стороны Америки, англоязычных стран, Западной Европы. Очень пострадала Скандинавия, по Скандинавии очень большой провал. Испанцев, кстати, едет в Россию гораздо больше, чем раньше. По некоторым странам мы видим резкий скачок — допустим, лояльная Сербия, нейтральные дальние и ближневосточные страны, например, Иран. Но ожидать, что вырастет поток туристов из Испании, Франции… я бы не стал.
ЭВ: Будут ли интересны результаты проекта «Чистая Волга» турбизнесу? Помогут ли такие усилия сделать хорошие рекреационные зоны и заманить на Волгу иностранцев в большом количестве?
Мармер Л.И.: Безусловно, да.
То, что сегодня на Волгу не приезжает много гостей – это общегосударственное упущение, потому что с 1990-х годов туризму, именно развитию внутреннего и въездного туризма, не уделялось никакого внимания. Все шло по накатанной. До 2014-2015 года никто не обращал внимания на то, что на этом можно зарабатывать деньги, но сейчас все сдвинулось.
Естественно, надо подтянуть инфраструктуру, правильно закончить, оформить, упаковать, описать туристические продукты и их продвигать за рубежом. После этого иностранцам можно будет предлагать конкретные вещи. Надо найти правильный баланс туристического продукта, ту целевую аудиторию, которую можно для этого привлечь и начать процесс.
ЭВ: Какие вещи, к примеру, можно предложить для эффективного роста турпотока?
Мармер Л.И.: Иностранец просто так не поедет на Ярославское взморье или в Завидово, потому что он даже не знает этих названий. Почему кто-то из Австрии или Италии должен ехать на такой объект? Всё должно быть в рамках каких-то более ёмких маршрутов, потому что иностранцев, как правило, привлекают здесь не короткие city brake (от англ. вылазка в другую страну на выходные для резкой смены места и острых ощущений — прим. ред.). Сити брейк – это только Москва, Санкт-Петербург или Казань, куда можно попасть прямыми перелетами.
Конечно, я считаю, основной ресурс — это полноценные речные круизы. Имеются в виду длинные 7-9-дневные и короткие 5-дневные. Это то, что мы называем круизом выходного дня. Он сможет работать для иностранцев, которые находятся в городской среде несколько дней, а на три дня выходят, например, на Сапсане и Ласточке в Нижний Новгород, или на поезде в Ярославль, или даже до Твери, а после этого возвращаются в Москву.
Если иностранец приезжает на 5 дней, мне кажется, была бы очень интересна такая форма – 2 дня городской программы, 2 дня resorts (парусный спорт, мини-круиз по рекам, активный спорт). В Завидово, например, люди этим занимаются, потому что есть инфраструктура.
ЭВ: Может ли Интурист сегодня поспособствовать развитию таких круизов? Я знаю, что вы несёте в себе как ресурсную, так и образовательную функцию…
Мармер Л.И.: Сейчас меньше, конечно же. Сейчас Интурист не тот, что прежде, абсолютно не те форматы. Когда-то в компании работало 29 тысяч человек, сейчас — 250 человек. Поэтому то, что мы делаем — это прежде всего то, что мы поднимаем вопросы на очень высокий уровень, и везде об этом говорим.
Я считаю, что бизнес сегодня восполняет нишу, которую не заполняет в нужном объёме государство. Например, проект «Завидово» — это 100% частные инвестиции, он очень хорошо реализован.
Но без государственного участия не обойтись. Мы страдаем от проблемы транспортной доступности, бизнес зависит от того, когда будет построена трасса. Я вчера ехал в Тверскую область 4.5 часа из Москвы, это не нормально.
ЭВ: Вы, насколько мне известно, активно сотрудничаете с госпрограммами, например, с «Посети Россию» (Visit Russia)?
Мармер Л.И.: Да, сотрудничаем. К сожалению, в основном проект Visit Russia не оправдал ожиданий рынка, потому что он работает по модели государственно-частного партнерства, а вытягивать продвижение России за рубежом за счет личных средств частных партнеров — это неправильно.
Я считаю, что государство должно бюджетировать и субсидировать такую деятельность за рубежом, а оператором действительно должен быть частный партнер, который находится за рубежом или в России. Это нонсенс, когда функции продвижения России за рубежом выполняют представительства Visit Russia, но они абсолютно не бюджетируются.