В июне 2020 года Испанию посетили 204 тысячи туристов. Это на 97% меньше, чем в июне 2019 года. Что это значит? С одной стороны, это плохо — Испания недополучит дивиденды от туристических потоков (туризм — третья по величине статья доходов с чистой прибылью в казну государства), с другой — страна очищается.
Испания — самая пострадавшая от пандемии страна в Европе, которая хочет «привести себя в порядок». Она стремится полностью вывести со своей территории всю пандемическую заразу с тем, чтобы в 2021 году приобрести уже не 9 своих законных миллионов туристов, как это было до сих пор, а 18 или, возможно, даже 36 миллионов.
Вы говорите, что это невозможно, потому что это не позволят инфраструктурные возможности страны! Ещё как позволят: это будет туристическая Мекка для всех европейцев, прежде всего, из стран Восточной Европы, но также Германии, Англии и Франции. Посудите сами, куда поедут туристы, зная, где им обеспечены наилучшие условия безопасности от пандемии и адекватный сервис, а также атмосфера, климат, достопримечательности?
Нет худа без добра. Сегодня это так, как оно есть, а завтра это будет нечто, что с лихвой компенсирует нынешнюю ситуацию. И никакой упущенной прибыли, о которой говорят правые обозреватели как в стране, так и за рубежом, не будет. На мой взгляд, Испания, как никакая другая пострадавшая от пандемии страна Европы, относится серьёзно к постигшей её катастрофе.
Те страны, которые относились к вопросу о пандемии халатно, поверхностно, равнодушно и отстраненно (не хочу их все называть, это и Англия, и Швеция, и ряд других), бегут вдогонку за Испанией, взахлёб черпая её опыт по борьбе с пандемией. Втихомолку, между собой, понизив голос, отмечая «какая же Испания молодец, что она так основательно зачищает свои пандемические хвосты».
В Испании всё чаще и чаще говорят о второй волне пандемии. Но об этом говорят и во Франции, и в Германии. Провинция Лангедок-Русильон в два раза за последние 2 недели увеличилось число заболевших.
В Мадриде, Барселоне и провинциях области Арагон фиксируется от 10-20% прибавления заболевших за последние 2 недели. Это факт. Но, на мой взгляд, это вновь выявленные старые «хвосты», которые по тем или иным причинам не были зафиксированы местной медициной.
Да, действительно, Мадрид, с его ночной жизнью, это (как говорит молодёжь) — испанская «фишка». Известно, что не менее половины туристов, приезжавших в регион Мадрид, делали это чтобы познакомиться с удивительной, радостной и благополучной ночной жизнью замечательного европейского города с его барами, танцами на улицах, музыкой под гитару и завершением феерий в 5 утра. Однако хочу отметить, что ни одно другое правительство не компенсирует 60 миллионов евро задолженности ночных заведений, образовавшихся у них из-за неоплаченной аренды времён пандемии.
Ещё одна проблема, о которой я не могу не сказать: индустрия развлечений, в которой задействовано 20-50 тысяч человек — в совокупности ночной Мадрид, давала региону не менее 2% ВВП. В настоящее время после открытия заведений по окончании первой волны пандемии не менее половины из их вновь «повесили замки». Дело в том, что власти наложили на них такие ограничения (например, заведение не может работать дольше 1:30 ночи), что многие торговые точки закрылись в знак протеста, как это иногда происходит с гордыми испанцами, в ущерб себе.
Ситуация, которая складывается в Мадриде, сложная, но неоднозначная. Как мне представляется, а это отмечает хозяин знаменитого мадридского бара «Ночь живьём», самое страшное — то, что половина занятых в секторе трудящихся, возможно, потеряют работу и дополнят и без того масштабную армию мадридских безработных.
Встаёт ещё один вопрос. Есть ли в политической элите Испании (в данном случае, я говорю не только о правительстве, но и о капитанах экономики вообще) единое понимание того, как выходить из положения в социально-экономической сфере? Ведь без решения вопроса о 12 миллионах страждущих не будет подъёма экономики даже при условии широкомасштабной помощи из Брюсселя! Российский вариант для Испании не подходит — там уже есть король.