Прожив всего 35 лет, органист и композитор Боэльман оставил миру одно из самых исполняемых органных произведений конца XIX века – Готическую сюиту.

Леон Боэльман – французский композитор и органист – прожил короткую жизнь: всего 35 лет. Но успел оставить в мире музыки яркий след, подарив миру одно из наиболее известных французских органных произведений. Речь идет о Готической сюите для органа, которую Боэльман написал в 1895 году.
Будущий органист родился в семье далекой от музыки. Его отец был аптекарем в Эльзасе. Мальчика, который с ранних лет увлекся музыкой, в возрасте 13 лет определили учиться в Институт классической церковной музыки и религии. Это музыкальное заведение основал в 1817 году французский теоретик музыки, музыковед и театральный деятель Александр Этьен Шорон. К моменту поступления туда Боэльмана руководство институтом перенял композитор и педагог Луи Нидермейер, а основными преподавателями стали его зятья – композитор Густав Лефевр и органист Эжен Жигу.

Леферу и Жигу было суждено стать не только педагогами молодого Леона Боэльмана, но и принять молодого человека в свою семью. В 1885 году Боэльман женился на дочери Лефевра и в том же году его как сироту (родители Боэльмана к этому моменту умерли) усыновил Жигу.

Окончив институт, Боэльман начал службу в качестве органиста в одной из церквей Парижа. А вскоре начал работать ассистентом своего приемного отца в открытой им Школе органа, импровизации и хорального пения.
Боэльман вел активную творческую деятельность. Он много выступал в городах Европы с концертами, готовил публикации для музыкальных журналов, нередко – под псевдонимами. Значительную часть времени музыкант посвящал композиции. Его творческий путь как создателя музыки фактически можно уложить в 15 лет, за которые он успел создать более 150 произведений.
Значительная часть наследия Боэльмана адресована его любимцу – органу и высоко отмечена рядом премий и наград, например, Международного общества органистов и капельмейстеров. Среди наград Боэльмана – офицерское звание академии Ордена Академических пальм, одной из государственных наград Франции для деятелей образования и науки.
Ранняя смерть Боэльмана, вероятно, была связана с туберкулезом. Вдова и дети композитора (их, судя по доступным документам, было трое) после ухода главы семейства перешли на попечение к Эжену Жигу.
Готическая сюита Боэльмана – яркий пример позднеромантической французской органной музыки. Композитор написал ее в 1895 году, обратившись к богатому готическому наследию Франции. В этой музыке оживают величественные соборы, украшенные каменной резьбой, возносятся впечатляющие шпили, устремленные к небу. Мощь и величие готики не были для Боэльмана просто символами. Как органист он ежедневно существовал в пространстве готических храмов, наполняя их величественные своды божественной органной музыкой.

В сюите четыре части: Вступление, Готический менуэт, Молитва Деве Марии и Токката. Величественное хоральное вступление и динамическая Токката (самый популярный и известный номер сюиты) создают своего рода арку, за сводами которой притаились изящный камерный Менуэт и жемчужина чистейшей лирики – Молитва.
Готическая сюита Леона Боэльмана
Готическая сюита Леона Боэльмана сегодня входит в репертуар практически каждого органиста, украшая множество концертных программ органной музыки по всему миру. Другие произведения Боэльмана практически неизвестны и редко звучат в современной концертной практике. Вряд ли стоит называть Боэльмана композитором одного шедевра, но именно Готическая сюита прославила его имя и спасла его от небытия.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения