Мы живём во время, когда русские музыканты блистают на всех подмостках Европы, составляют славу лучших мировых театров, а в Россию приходят новые веяния западноевропейского искусства, обогащая его. Но в этом море глобальной культуры может затеряться и что-то очень важное для нас.
Чтобы этого не происходило, необходимо помнить ушедших музыкантов и узнавать наших выдающихся современников. Одним из инструментов оживления памяти стал фестиваль виолончельной музыки Вивачелло (Vivacello), подробнее о котором в интервью культурно-политическому журналу «Э-Вести» рассказала его соучредитель Ивета Манашерова.
Ивета Манашерова – вице-президент холдинга Юнидент (UNIDENT), занимающегося фармацевтикой и медициной. Одновременно с этим Ивета Манашерова и её супруг Тамаз Манашеров (президент холдинга) известны в мире искусства как меценаты и коллекционеры, основатели культурно-благотворительного фонда U—Art: Ты и искусство. Именно этот фонд поддерживает фестиваль виолончельной музыки Вивачелло (Vivacello), который пройдёт 13-22 ноября 2017 года в Москве.
ЭВ: Ивета, фестиваль Вивачелло проводится в России в девятый раз. Значит ли это, что фестиваль, рождённый по воле случая в дорожной беседе с Борисом Андриановым, приносит Вам удовлетворение?
Манашерова И.: Да, конечно. Кроме того, Vivacello занял свою нишу в насыщенной культурной жизни Москвы, за эти годы фестиваль стал неотъемлемой часть осеннего музыкального сезона.
Одна из отличительных черт фестиваля – исполнение на концертах редких произведений, так называемых музыкальных раритетов. Сами музыканты говорят, что им нравится Vivacello тем, что здесь можно играть самую разную музыку, а не только ту, которая популярна. В этом заключается просветительская миссия нашего фестиваля. Концерты расширяют музыкальный кругозор слушателя.
Могу сказать, что фестиваль имеет свои традиции и при этом постоянно развивается. В прошлом году, например, мы начали организовывать в рамках фестиваля мастер-классы; в этом году мы их продолжим. И мы поддерживаем традицию знакомства слушателей с новыми произведениями современных композиторов, в программе каждого фестиваля — как минимум одна мировая или российская премьера.
ЭВ: Да, в этот раз будет сыграно произведение Бёркли. Скажите, пожалуйста, каким образом выбираются премьерные произведения и составляется программа?
Манашерова И.: Вначале произведения отбирает художественный руководитель фестиваля Борис Андрианов, затем он предлагает их на утверждение нам, и мы вместе принимаем решение. Чаще всего я его поддерживаю. Мне кажется, что в результате именно музыкальная программа нашего фестиваля отличает его от многих других.
Нынешний фестиваль – во многом особый. В его программу вошло много произведений духовной музыки или сочинений, так или иначе связанных с духовными исканиями их авторов. В этом ряду и наша мировая премьера – Концерт для виолончели с оркестром лорда Майкла Беркли. Фестиваль впервые заказал произведение композитору, чье имя имеет столь солидный вес в Великобритании.
ЭВ: Скажите, какую музыку любите Вы сами?
Манашерова И.: Я люблю симфоническую музыку, оперу, балет. Мне кажется, что, когда ты слушаешь талантливое исполнение, ты получаешь положительный заряд, это обогащает жизнь, поддерживает и вдохновляет.
ЭВ: Vivacello – это виолончель в музыке всех эпох и стилей. За годы фестиваля Вы для себя открыли этот инструмент с новой стороны?
Ивета: Однозначно, да. Прежде я не выделяла виолончель из других инструментов. Но за годы существования фестиваля я полюбила ее тембр, и произведения, написанные для виолончели. Я никогда раньше не думала, что виолончель может быть таким современным, актуальным инструментом.
ЭВ: Вам доводилось бывать на зарубежных фестивалях, где виолончель играет особую роль?
Манашерова И.: Да, недавно мы были на виолончельном фестивале в Лондоне. Там, конечно, особая атмосфера. Весь город живёт этим фестивалем и виолончельной музыкой.
Нам этого достичь сложно, учитывая избалованность московской публики, насыщенность московской музыкальной программы.
ЭВ: Насколько я помню из прессы, одной из задач, которую Вы ставили, была поддержка русского искусства. Вы ведь в искусстве стремитесь поддерживать именно русских деятелей культуры: и в живописи, и в музыке. В случае Вивачелло, удаётся ли продемонстрировать возможности наших музыкантов так, как Вам бы хотелось?
Манашерова И.: Хотя это непросто, но мне кажется, что да. Например, участие в фестивале музыкантов со всего мира как раз говорит о том, что русская школа и этот фестиваль имеют значение.
Всё-таки очень многие приезжающие к нам музыканты — и немецкие, и китайские, и корейские — имеют связь с русской школой. Важно помнить имена, знать основателей нашей школы, великих педагогов и музыкантов.
У нас каждый год фестиваль или какой-либо из концертов имеют посвящение.
Фестиваль этого года посвящен выдающейся российской виолончелистке, профессору Московской консерватории Наталии Шаховской, недавно ушедшей из жизни. Наталия Николаевна была исполнителем высочайшего класса, непререкаемым авторитетом и образцом для молодых виолончелистов, она вырастила целую плеяду великолепных музыкантов и прекрасных людей, которые поддерживают традицию и участвуют как в российских, так и в международных музыкальных форумах.
Всё это в совокупности подчёркивает, что русская школа – это очень важно.
В живописи, кстати, та же ситуация. Мы гордимся русским авангардом, а при этом кроме основных нескольких имён – Малевича, Родченко, Кандинского — других наших художников в мире никто не знает. Врубель, например, совсем не известен на Западе, а при этом это очень важный художник.
ЭВ: Кроме Вивачелло у Вас есть ещё один фестиваль ВивАрте (VivArte) в Третьяковской галерее. Программа обоих фестивалей очень яркая. На прошлом фестивале ВивАрте Вы открыли для меня многих прекрасных музыкантов, уже известных на Западе, но широкой публике в России незнакомых. Как Вам это удаётся?
Манашерова И.: Борис часто говорит о том, что хорошим музыкантам очень важно просто встречаться, играть вместе и делиться тем, от чего они сами получают удовольствие. На наших концертах именно это и происходит. Это важно и для участников, и для слушателей.
Знаете, многие музыканты хотят приезжать сюда снова и снова. Например, Миша Майский или Джованни Соллима. Когда практически любой фестиваль превращается во встречу друзей, это обеспечивает замечательную атмосферу, которую чувствуют наши постоянные слушатели и ждут с нетерпением следующего фестиваля, как и мы сами.