Изъятые иконы стали отдавать церквам по остаточному принципу

Изъятые иконы

64 иконы, которые некто пытался (пытались) вывезти из России без оформления надлежащих документов, были изъяты УФСБ России по Псковской области и переданы в Министерство культуры России. Последнее с радостью приняло их и начало распределять в соответствии со своими представлениями о том, кому они нужнее.

«Мы передаем большие благодарности коллегам из Пскова, которые спасли эти культурные ценности для многих поколений людей, которые будут приходить в музеи и храмы», — цитирует пресс-служба Министерства культуры руководителя Ольгу Любимову.

В речи не случайно слово «музеи» было поставлено перед словом «храмы». «Часть икон может быть передана Русской православной церкви», — добавила она.

Было время, когда УФСБ России по Псковской области передавало иконы по назначению — Псковской епархии, и они затем поступали в Снетогорский монастырь Пскова. Так было в 2007 и 2008 годах, когда ведомство возглавлял Георгий Драчёв. То ли руководитель УФСБ Алексей Кальян изменил политику распределения изъятых культурных ценностей, то ли на это повлияла смена руководства в федеральном Министерстве культуры — но в наши дни государство возвращает церкви ценности по остаточному принципу, а музеям — в соответствии с их иерархией .

Изъятые иконы стали отдавать церквам по остаточному принципуНа этот раз всё было передано в Музей Андрея Рублёва, директор которого — Михаил Миндлин, с готовностью зачислил в свои фонды 11 старообрядческих икон и предметов личного благочестия из Гуслиц и Ветковского согласия, написанных в XIX веке. Наиболее ценное из них — украшенное эмалью и изображениями святых Крест-Распятие.

Остальные 53 конфискованных предмета будут храниться в Музее Андрея Рублёва до их распределения по остальным российским музеям.

Заместитель председателя Патриаршего Совета по культуре иеромонах Павел (Щербачёв) также присутствовал на мероприятии и отметил возрастающее внимание к духовным ценностям в России. Присмотрел ли он что-нибудь для нужд церкви, в пресс-релизе Министерства не сообщается.

В то же время, возврат икон и предметов православного культа для верующих является знаковым — возвращённое духовное наследие способно укрепить силы народа, сделать его более сильным и благополучным. Поэтому хотелось бы, чтобы судьбу конфискованных икон решала именно духовная власть, а не власть светская, как было бы уместно в иных случаях национального значения.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку