09 декабря 2016 года в Большом зале Московской консерватории классические произведения прозвучат в необычном, импровизированном исполнении. Своё прочтение «Мефисто вальса» Ф.Листа, Adiós Nonino А. Пьяцолла, Caprice No.24 Н. Паганини, Фантазии из оперы Бизе «Кармен» Ф.Ваксмана и других произведений предложит публике квартет Яношка (Janoska) из Австрии. Продюсер и специальный гость концерта – российско-американский виолончелист Борислав Струлев. Организаторы — Moscow Nights.
Борислав Струлев родился в Москве, закончил Центральную Музыкальную Школу при Московской консерватории (ЦМШ), протеже Т. Хренникова. 1991-2006 – работа и учёба в США, выступления в Карнеги Холл, Кеннеди центр и далее по всему миру. «Я вижу свой инструмент, — говорит Борислав, — через призму оперы, я шёл к нему через гениальных певцов, таких как М. Каллас, Е. Образцова и др».
Непосредственным поводом к концерту послужил выход в Германии диска исполнителей под названием «Стиль Яношка» («Janoska Style» на Deutsche Grammophon/Universal Music). Об остальном читателям культурно-политического журнала «Э Вести» расскажет Борислав Струлев.
ЭВ: Борислав, расскажите, пожалуйста, о Вашем знакомстве и сотрудничестве с коллективом «Яношка».
Струлев Б.: С участниками квартета Яношка мы знакомы давно… Событием и вехой в наших отношениях был приезд в Белгород моих друзей Яношек – трёх братьев и шурина, на 5-летие моего фестиваля BelgorodMusicFest «Борислав Струлев и друзья».
Эти люди – лауреаты международных конкурсов, включая первую премию конкурса Ф. Листа, выдающиеся музыканты. Братья родились в Братиславе (Словакия), затем уехали в Вену, где получили строгое и уникальное образование и вышли в классический мир. Они играют с этаким цыганским шлефом. В 2013 году они решили объединиться в один коллектив, потому что почувствовали, что способны создать новый стиль в классической музыке, базируясь на возможностях импровизации.
Что такое струнник – поставил ноты, выучил за 2 месяца пьесу, сыграл. Скажите какому-нибудь скрипачу, контрабасисту или даже пианисту сыграть произведение из 6 разных симфоний П. Чайковского. Он просто не сможет этого сделать. Он сможет наиграть какую-то тему, но сымпровизировать её уже не сможет, тем более сделать это квартетом.
Мы будем наблюдать четырех композиторов, которые импровизируют так, что в уши вливается Ниагарский водопад самых популярных мелодий, пропущенных через призму уникального стиля Яношка Стайл.
Доказательство этой гениальности и виртуозности – выход диска на Дойче Граммофон. Это лейбл, созданный давным-давно в Германии, который уже стал эталоном классики.
ЭВ: Поскольку Яношки уже были у вас в Белгороде и с русской публикой знакомы, хотелось бы узнать, как их приняли там, на Вашем фестивале? Каковы были их впечатления?
Струлев Б.: Они приехали, у них не было возможности отдохнуть с дороги, в восемь им уже нужно было быть на сцене, а первое отделение концерта длилось около двух часов. Они стояли во фраках, ждали, и после большого перерыва они вышли на сцену. Это был концерт в концерте, с первого произведения, когда Яношки только вышли и люди услышали это звучание, этот новый язык, эту новую музыкальную речь, звук – это была абсолютная музыкальная магия. Люди поняли, что их уши впервые воспринимают эту красочную гармонию, эту музыкальную интригу, этот откровенный кайф. Успех был просто феноменальный, Яношки очаровали белгородцев.
Эта программа с симфоническим оркестром у нас уже есть, мы её обязательно сделаем, чтобы она повторялась где-то в одном из моих фестивалей. Может быть, это будет даже open air (на открытом воздухе – прим. ред.), например, в Архангельском в Москве. Потому что это — действительно чудо, то, чего народ действительно хочет и будет воспринимать с радостью, улыбкой и искренностью.
ЭВ: У Яношек в Вене, в других местах мира, больше приходит слушать молодая публика? Каков их основной слушатель?
Струлев Б.: Вы знаете, у них абсолютно вся публика. У них безумное количество людей, которые обожают Штрауса, Моцарта, и тех, которые иногда желают услышать хип-хоп или Майкла Джексона, потому что они знают, что их также будут исполнять, как и танго, румбу. То есть, люди приходят и знают, что за эти два часа они получат адреналин и невероятную положительную энергию. Поэтому каждый человек, который придет 9 ноября, не уйдет равнодушным, я гарантирую.
Моя задача и то, что я делаю – виолончели с бриллиантами, совмещение разных стилей, всё это ответ времени. Если я буду просто сидеть в церкви и играть Баха, то, к сожалению, молодая поросль за 10-15 лет такой работы об этом и не узнает. И виолончель, может быть, не получит определенной популяризации, будут говорить, что это скучно, это не то. Я считаю, что когда я приезжаю в какой-то город и вижу молодые лица, и они говорят, что виолончель — это оказывается так круто, что надо купить диск и слушать в машине… значит, я свою миссию чуть-чуть выполнил. Это моё ноу-хау, моё видение и моя жизнь, я так чувствую. Юмором, каким-то музыкальным чутьем, я иногда позволяю себе в конце отдельных программ доигрывать стоя, как скрипач, при этом звук как будто летит в небо. Естественно, я никогда себе этого не позволю, играя с академическим оркестром. Я говорю про программы, где это возможно.
ЭВ: Вы раньше выступали с ними вместе?
Струлев Б.: Да, мы придумали несколько номеров и выступали в рамках моего фестиваля. Ощущение, конечно, что это оркестр, минимум камерный оркестр с симфоническим уклоном, нежели просто какой-нибудь ансамбль или квартет. Вообще, квартет – это первая скрипка, вторая скрипка, альт и виолончель. А тут первая скрипка, вторая скрипка, рояль, контрабас. То есть, это действительно ансамбль, «квартетный ансамбль», это новое, захватывающее дух и, конечно, в Москве об этом никто даже не знает, духом не чует. Я, будучи москвичём, сказал себе: «Друзья, дорогая Москва, вы хотите праздника, хотите венское новогоднее чудо?
ЭВ: Как построена программа и как будет отмечено Ваше личное участие, у вас будет какой-то отдельный номер?
Струлев Б.: У Янушек будет презентация диска. Они будут играть и «Мефисто Вальс», который был в оригинале написан только для рояля, и Паганиношку (Паганини + Яношка, имеется в виду исполнение композитора в авторском стиле – прим. ред.)… Мы в XXI веке увидим битву между Паганини и Майклом Джексоном, Штрауса, который приобретает невероятную энергию от «Дорогой дальнею». Эта песня становится действительно потрясающей музыкой, а не ресторанным шлягером. Знаменитейший концерт Моцарта превращается в танец румбы с кубинской фиестой, с такой латинской краской – и всё это с невероятной, безупречной техникой.
У нас у всех будет выброс невероятного адреналина. Это будет феерия, новогоднее венское чудо. Я – гость программы, у меня здесь несколько номеров, где я «спою» с ними на виолончели. Я не могу не поддержать своих друзей.