В середине декабря 2016 года в Большом зале Московской консерватории прозвучали произведения Р. Штрауса, Верди, Моцарта и Беллини. Вокальные партии исполняла Народная артистка России Хибла Герзмава, аккомпанировал ей Государственный академический симфонический оркестр России им. Светланова под руководством известного американского дирижера Джоэла Ревзена.
«Э Вести» попросили маэстро рассказать о произведениях программы предновогоднего вечера, а, главное, о России, сотрудничестве с Хиблой и планах на будущее.
ЭВ: Расскажите пожалуйста о произведениях, которые будут исполнены.
Джоэл Ревзен: Первая вещь, которую мы сыграем — это произведение известного композитора Рихарда Штрауса. Он известен своими великими операми, такими как «Кавалер розы». Кроме этого, Р. Штраус написал ряд симфонических поэм для оркестра. Это такой жанр, когда определенный сюжет описывается с помощью музыки. Произведение посвящено истории Дон Кихота, музыка была положена на поэму поэта-романтика Николаса Ленау. В итоге получилась большая оркестровая пьеса. Штраус написал очень много замечательных пьес, которые часто исполняются.
С этого произведения мы начнем концерт, а затем Хибла исполняет «Четыре последние песни» Штрауса, т.к. симфоническая поэма полностью отличается от «Четырех последних песен». Он написал поэму намного раньше, а «Песни» — незадолго до своей смерти. Они повествуют о человеке, стоящем на пороге смерти, и он принимает эту необходимость спокойно, как воссоединение с природой. Этот человек устал от долгой жизни и собирается отдохнуть. В музыке используются звуки природы: птичье пенье и плеск воды. Это одно из самых лучших произведений для голоса, которые когда-либо были написаны.
Во второй части — фрагмент оперы для оркестрового исполнения. Это — часть одной из ранних опер Пуччини, она называется «Манон Леско». Это история о Манон Леско, которая вынуждена жить с богатым стариком, который её содержит. Но у неё есть любовник, молодой студент де Грие. Сначала они были вместе, но Манон не выдержала нищеты и стала содержанкой богатого старика, потому что грезила о роскошной жизни. Но с ним ей очень скучно, и ей хочется вернуться к де Грие, к которому она испытывает страсть. В этом и есть главная дилемма – она хочет и то, и другое. В итоге их застает вместе старик, её арестовывают, обвинив в разврате. Манон собираются отправить в дикую местность на корабле вместе с остальными женщинами, обвиненными в проституции. Де Грие просится поехать вместе с ней, и его берут на корабль. Часть оперы, которую мы исполним, — это своеобразный переход между временем, когда Манон арестовывают, и моментом, когда они отправляются в тюрьму. Это чудесная, страстная и полная эмоций музыка. Эта часть как бы переносит аудиторию из мира роскоши, страсти и богатства в мир, где ничего этого нет.
Затем Хибла поёт несколько арий. Во-первых, последнюю арию Дездемоны из оперы «Отелло». Это сцена, когда Дездемона знает, что Отелло скоро придет к ней, чтобы её убить. Он обвиняет её в измене, хотя она всегда была ему верна. Персонаж оперы Яго убеждает Отелло в том, что его жена неверна ему. Отелло приходит в ярость и отправляется к ней. Узнав об этом, Дездемона сидит в своей комнате и поёт «Песню об иве», которую она выучила в детстве. Это чудесная ария, Хибла великолепно её исполняет. Она особенная артистка и прирожденный музыкант.
ЭВ: Скажите, легко ли работать с Хиблой?
Джоэл Ревзен: В первую нашу встречу мы с ней готовили полную версию оперы «Отелло», где я дирижировал, и с ней было очень легко работать. Все получилось с первого раза, я подумал, что хотел бы с ней поработать в будущем. А перед тем как уехать из Нью-Йорка, она сказала мне: «Может быть, Вы примете участие в этом концерте вместе со мной?». Конечно, я сказал: «Обязательно, если у меня будет время». Так мы встретились.
ЭВ: Вы хотели бы еще поработать с Хиблой в будущем?
Джоэл Ревзен: Я бы хотел с ней еще поработать. Я организую фестиваль в Соединенных Штатах, куда я бы хотел пригласить её на выступление. Она – одна из самых уникальных оперных певиц, с которыми я когда-либо работал. Она очень музыкальна и идеально берет любые ноты. К тому же Хибла очень грамотно использует голос.
ЭВ: Где можно услышать Ваши концерты в России?
Джоэл Ревзен: У меня большой опыт работы в России, мои поездки сюда начались в 1993 году. Я тогда работал с Анной Нетребко, которой было всего 25 лет. Мы также исполняли «Осуждение Фауста», «Ромео и Джульетту» Берлиоза и много других вещей. Лет десять тому назад я часто приезжал дирижировать в Мариинский театр, к Валерию Гергиеву. В последний раз я был здесь около четырех лет назад. Тогда я участвовал в концерте с Российским Национальным оркестром, а еще мы делали симфонический джаз-концерт с квартетом братьев Брубек. Я готов приехать в Россию в любое время.
ЭВ: Расскажите о Ваших ближайших концертах.
Джоэл Ревзен: До апреля я продолжу работу в Метрополитен-опера, где я работаю над пятью операми в этом году. В феврале-марте 2017 года мы даем «Евгения Онегина» с Анной Нетребко. Также мы с ней готовили «Войну и Мир» для Метрополитен-опера.
Затем у меня будет фестиваль в Лейк Тахо, это мой симфонический фестиваль. Там будет выступать много музыкантов: из Метрополитен-опера, Филармонии Лос-Анджелеса, Лейпцигской филармонии Гевандхаус и др. Мы готовим дать шесть симфонических концертов и три камерных концерта за три недели в одном из самых прекрасных мест в мире. А перед этим фестивалем будет еще один фестиваль в Калифорнии — “Napa Valley”. Я привезу на этот фестиваль оркестр из моего города.
А в промежутке между фестивалями я собираюсь покататься на пони в Исландии. Это моя страсть. Я люблю лошадей всю свою жизнь, занимаюсь верховой ездой в Лос-Анджелесе и в Тоскане.
Источники: Classical Music News