Китай изменил позицию по Крыму из-за Мотор Сич

Китай изменил позицию по Крыму из-за Мотор Сич

В связи с ситуацией вокруг завода «Мотор Сич» Китай сделал ответный ход, продемонстрировав смену позиции по Крыму, заявил депутат Верховной Рады Вадим Рабинович.

Как пишет депутат фракции «Оппозиционная платформа – За жизнь», «Китай долго сохранял нейтральную позицию по Крыму. Но вдруг «передумал» и направил туда представительную делегацию во главе с членами Пекинской экспортно-импортной комиссии «для налаживания партнерских отношений»».

По словам политика, «китайские бизнесмены, прибыв на полуостров, договорились с региональными властями о налаживании отношений с местными предприятиями, наметили план действий в области туризма и поездки в Крым китайских граждан на лечение. Кроме того, они готовы хорошо финансово вложиться в курортный бизнес».

На встрече с представители крымских предприятий презентовали китайской делегации свою продукцию и выразили желание расширить экспорт в Поднебесную. Китайские бизнесмены в свою очередь выразили уверенность, что те найдут свое место на китайском рынке, что налаживание торговых отношений – это основная задача их визита.

Надо заметить, что в настоящее время Китай уже занимает третье место по объему импорта из региона. В 2020 году экспорт в Китай из Крыма составил $4.1 млн. – 12% от общего экспорта Республики.

Рабинович связывает визит представительной делегации в Крым с ситуацией, сложившейся вокруг завода «Мотор Сич».

«Мотор Сич», как мы помним, специализируется на разработке, производстве и обслуживании газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов, включая военные, а также на промышленных газотурбинных установках.

В 2014 году власти Украины запретили экспорт продукции предприятия в Россию – её главному потребителю – поставив «Мотор Сич» в патовое состояние. Российский ВПК вынужден был искать замену и организовал производство у себя в стране.

Тяжелой ситуацией завода воспользовались китайцы, которые сначала заключили контракт на поставку авиадвигателей по демпинговым ценам, а в 2016 году выдали украинцам кредит на $100 млн. Через два года контрольный пакет предприятия (56%) уже был у китайских акционеров.

В 2017 году Служба безопасности Украины заблокировала продажу акций, узнав, что китайцы уже планируют строительство завода у себя на родине. Было возбуждено дело о сговоре и намерениях переместить активы и производство в КНР. В начале 2018 на 56% акций был наложен арест.

В январе 2020 китайские акционеры «Мотор Сич» попали под санкции Киева – им заблокировали активы, ограничили торговые операции, сделки с ценными бумагами и т.п. Теперь же Совет нацбезопасности и обороны Украины решил национализировать предприятие и готовит соответствующий законопроект для Верховной Рады.

Skyrizon, ключевой китайских акционер, не сидит сложа руки и подает иски в украинские, китайские и международные суды, требуя взыскать с Украины $3.5 млрд.

Чем закончится международный арбитраж неизвестно. У каждой стороны есть свои сильные «аргументы».

Эксперты же видят в столь жесткой позиции украинских властей относительно продажи «Мотор Сич» руку Вашингтона, который стремиться ограничить доступ Китая к военным технологиям.

В частности, США заморозили программу военной помощи на $391 млн., заморозили выдачу лицензий на поставку оружия, за которое Киев уже заплатил $30 млн. А в качестве покупателя акций «Мотор Сич» американцы выдвинули малоизвестную компанию Oriole Capital Group, которая уже вошла в бизнес «Харьковского государственного авиационного производственного предприятия» (выпускает грузовые самолёты Ан-140 и Ан-74).

Киев, зажатый в тиски между США и Китаем, по всей видимости, пока выбрал сторону американцев.

Поделиться с друзьями
Subscription