Клаудио Монтеверди (1567 – 1643) – итальянский композитор, чье творчество лежит на границе позднего Возрождения и раннего барокко – в 2017 году отмечает большой юбилей: 450 лет со дня рождения. В пределах истории музыкальной культуры это более чем просто долгий период, в течение которого сменилась не одна парадигма мышления и творчества. Тем не менее сочинения композитора продолжают привлекать наше внимание и звучать с современных сцен. Хоть и их исполнение в России по-прежнему относится к разряду музыкальных диковин.
Что мы знаем о Монтеверди
Четыре с лишним века, ушедших с момента жизни Клаудио Монтеверди, отразились на количестве сохранившихся сведений о нем и, к сожалению, на числе сочинений, дошедших до нас в рукописях или более поздних списках.
Известно, что будучи выходцем из известного в среде музыкантов городка Кремона на севере Италии, Монтеверди с 1613 года жил в Венеции, где занимал пост капельмейстера собора Сан-Марко, возродив его былую музыкальную славу. За 10 лет до смерти он прошел обряд посвящения в священники.
Творческий стиль Монтеверди объединяет полифонию как символ уходящей эпохи Возрождения и гомофонию как одно из новаторств новой барочной музыки (в предисловии к одной из книг мадригалов Монтеверди упоминает ее как «musica moderna» — «современная музыка»). Композитор придерживался мнения, что первичен в музыкальном творчестве именно поэтический текст и только он диктует весь характер применяемых для его озвучивания музыкальных средств.
Основу творческого багажа композитора составили три жанровых группы сочинений – мадригал (8 книг, изданных при жизни композитора в период 1587 – 1638 гг., и 9-ая книга, издание которой было осуществлено после смерти Монтеверди в 1651 году), опера (к числу наиболее известных относятся дошедшие до нас «Орфей», 1607, и «Коронация Поппеи», 1642; около 5 опер композитора числятся в статусе утраченных) и духовные сочинения.
Шедевры Монтеверди
Наиболее известна в наше время опера Монтеверди «Коронация Поппеи». Более того, она относится к весьма немногочисленным оперным образцам XVII века, который по сей день не теряют своей ценности и ставятся в ведущих театрах мира.
«Коронация Поппеи» явилась одной из первых опер, в основу которых лег сюжет не из мифологии, а историческое событие. Либретто было создано на основе ряда исторических источников (Тацит, Светоний, Дион Кассий), повествующих о судьбе знатной римлянки Поппеи, которая из статуса любовницы императора Нерона переходит в статус его супруги (опера охватывает только это событие из жизни Поппеи, умалчивая о драматической смерти беременной женщины от рук супруга-императора впоследствии).
Свидетельства современников говорят о большой пышности первой постановки и упоминаются о некой «летающей машине» и «чудесных переменах сцен». Нельзя не отметить, что после постановки 1643 года в Венеции опера была возобновлена в 1651 году в Неаполе – для XVII века данное событие носило беспрецедентный характер, так как традиции повтора музыкальных сочинений не было. Далее «Поппея» замолчала на более, чем 250 лет и лишь в начале XX века была представлена в Париже в виде отрывков. В Россию опера пришла лишь в 1998 году в постановке Бориса Покровского в Камерном музыкальном театре.
Другое не менее знаменитое сочинение Монтеверди – «Вечерня Пресвятой Девы» (в ряде источников название дополнено именем Марии, однако не исключена возможность вариативности литургии и ее приспособления к исполнению с другими женскими именами в иные праздничные дни церковного года). Сочинение относится к 1610 году и является одним из крупнейших литургических произведений добаховской эпохи (общее звучание достигает полутора часов).
Исполнение сочинения требует нескольких солистов, хорового коллектива и инструментальный ансамбль, состав которого композитором в традициях его времени точно не оговорен, однако выделены партии двух солирующих инструментов – скрипки и корнетти (деревянный духовой инструмент XVII века, принцип звукоизвлечения которого сходен с современными медными инструментами).
Премьера «Вечерни» в России состоялась в 2014 году. К 450-летию Монтеверди она вновь прозвучит в Москве 30 октября 2017 года в Концертном зале им. Чайковского в исполнении бельгийского ансамбля COLLEGIUM VOCALE GENT.