Ко дню рождения Иоганнеса Брамса – 7 мая – Э-Вести раскрывает тайны одного из наиболее известных сочинений композитора: цикла «Венгерские танцы».
«Венгерские танцы» были созданы Брамсом для исполнения на фортепиано в четыре руки. Танцы №1-10 в первых двух тетрадях вышли в свет в 1869 году, спустя три года композитор сделал их переложение для исполнения в две руки. Танцы №11-21 в третьей и четвертой тетрадях были опубликованы в 1881 году.
«Венгерские танцы» И. Брамса в оригинальной версии для фортепиано в 4 руки исполняет дуэт пианистов из Новосибирска Геннадий Пысти и Дмитрий Карпов
Совместно с австро-венгерским скрипачом Йозефом Иоахимом (1831-1907) композитор сделал транскрипцию танцев для дуэта скрипки и фортепиано.
Большую популярность получили «Венгерские танцы» в оркестровой версии. Сам Брамс оркестровал только три танца – Первый, Третий и Десятый. В 1874 году они прозвучали на концерте в Лейпциге в исполнении симфонического оркестра под управлением Брамса. Оркестровка всех других танцев принадлежит перу других авторов.
Венгрия
Интерес Брамса к Венгрии и ее музыкальной традиции появился во многом благодаря знакомству и творческому сотрудничеству с венгерским скрипачом и композитором Эде Ременьи (1828 – 1898).
После венгерской революции 1848 года и ее поражения в Гамбурге, где в то время жил Брамс, появилось много беженцев из Венгрии. Скрипач Ременьи заручился в лице Брамса блестящим аккомпаниатором, с которым первоначально выступал в Гамбурге, а затем в других германских городах. Ременьи исполнял не только классический репертуар, но и обработки венгерских песен и танцев, которые вызывали неподдельный интерес у молодого композитора.
Интерес к музыкальной культуре Венгрии закрепился и в период жизни Брамса в Вене, которая как большой многонациональный котел вмещала в себя различные национальный музыкальные культуры.
Необходимо отметить, что интерес к венгерской музыкальной культуре был характерен для европейской классической музыки. Свидетельство тому сочинения Моцарта, Гайдна, Бетховена, Шуберта, И. Штрауса, Брамса и других композиторов не венгров, которые развивали в своем творчестве венгерскую тематику. Венцом этого поветрия был явление эпохе романтизма венгерского гения Ференца Листа.
Вербункош
В основе «Венгерских танцев» Брамса, как и сочинений вышеназванных композиторов, лежит стиль вербункош. Вербункош являлся разновидностью городского фольклора, своего рода ассимиляцией подлинно народных венгерских мотивов с европейской музыкой.
Вербункош (от венг. «вербовочный») – музыкальный стиль Венгрии, распространившийся с последней трети XVIII века на пунктах вербовки военных и вобравший в себя элементы венгерской, славянской и цыганской культур. Для вербункоша было характерно сочетание двух разнотемповых частей: вступительной размеренной и торжественной и быстрой стремительной части, известной под названием «фришка».
Активное вовлечение стиля вербункош в европейскую музыкальную культуру началось в 1830-х годов, а к середине века он стал одним из символов венгерской самобытности.
«Венгерский танец» №1 в оркестровке самого Брамса в исполнении оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета
Ноты «Венгерских танцев» для фортепианного дуэта и оркестра.
Источники: Царева Е. Иоганнес Брамс. – М.: 1986.