28 апреля 2017 года в Московской консерватории музыкальный вечер, посвященный 75-летию премьеры балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна. В исполнении трио им. Хачатуряна в составе Карэн Шахгалдян (скрипка), Карен Кочарян (виолончель) и Армине Григорян (фортепиано) прозвучат сочинения Чайковского, Свиридова и Хачатуряна.
Трио представит фрагменты из балетов «Гаянэ» и «Спартак», а также музыку к драме Михаила Лермонтова «Маскарад» в транскрипции для фортепианного трио.
«Гаянэ»
Балет «Гаянэ» родился из другого балета советского армянского композитора Арама Хачатуряна (1903-1978), который носил название «Счастье» и был заказан композитору к Декаде Армянского искусства в столице. Хачатурян много изучал армянский фольклор и насыщал им свое произведение. В сентябре 1939 года балет был представлен в Армении, а затем в Москве. Спектакль приняли хорошо, но ряд недостатков драматургии дал толчок для переработки балета.
Либретто для новой версии составил Константин Державин и балет было решено переименовать по имени главной героини – «Гаянэ». К работе над ним Хачатурян обратился осенью 1941 года. Композитор вспоминал:
«Это очень странно — в дни суровых испытаний обращаться к балетному спектаклю. Но в моем замысле было изображение великого народного подъема, единения перед угрозой нашествия. Балет создавался как патриотический, утверждающий темы любви и верности Родине».
Премьера балета, который ставился силами театра им. Кирова, была под угрозой и в итоге состоялась в Перми в эвакуации 9 декабря 1942 года. Балетмейстером спектакля выступила Нина Анисимова, ученица великой Агриппины Вагановой.
Стоит отметить, что и эта версия балета не была окончательной. В последующих постановках сценарий балета продолжал видоизменяться, делая спектакль более понятным и логичным.
«Танец с саблями»
Знаменитый «Танец с саблями» или «Танец курдов» был создан вопреки воли самого Хачатуряна. В первоначальной версии балета «Счастье» его не было. Постановочная группа, отдавая дань балетным традициям и обязательному включению в спектакль яркого танца, поставила композитору ультиматум о необходимости создания нового номера. Ультиматум был поставлен за сутки до генеральной репетиции балета.
Хачатурян сопротивлялся всеми силами. Но сдался и за несколько часов написал музыку. Отдавая утром ноты балетмейстеру, он в сердцах написал на партитуре:
«Черт возьми, в угоду балету»
Танец произвел на труппу и оркестр большое впечатление, которое затем перешло и на публику нового спектакля. В этом небольшом танце удивительным образом сочетаются традиционные армянские мотивы и ритмы джаза.
В советские годы «Танец с саблями» был одним из самых исполняемых музыкальных произведений не только в СССР, но и за рубежом. А самого Хачатуряна стали именовать не иначе, как «мистер Танец с саблями».
Когда: 28 апреля 19.00
Где: Рахманиновский зал Московской консерватории, Б.Никитская, 11.
«Танец с саблями» в исполнении воспитанников Академии Русского балета им. А. Вагановой: