27 мая 1883 года состоялось венчание на царство Александра III. Одним из музыкальных приношений новому императору был «Торжественный коронационный марш» Чайковского. Отношения композитора с русским императорским домом запечатлены в целом ряде его произведений.
Император Александр II
Чайковский не был лично знаком с Александром II, но слава московского композитора была известна в высших кругах. Потому его регулярно приглашали на государственные праздники и передавали заказы на сочинение музыки к разным торжественным событиям. Последнее часто сильно удручало Петра Чайковского.
Например, к 25-летию царствования Александра II в Большом театре планировалось грандиозное представление «живых картин» с музыкой, которые повествовали бы о развитии Российской Империи за последнюю четверть века. Заказы на сочинение музыки получили все ведущие композиторы страны: Римский-Корсаков, Кюи, Рубинштейн. Чайковскому досталась картина «Черногория получает известие об объявлении войны Турции». Отказаться от такого заказа композитор не мог. Оркестровая пьеса была написана за 3 дня.
Мне пришлось <…> коптеть над скучной работой, заданной мне К. Ю. Давыдовым. Вчера вечером я её, наконец, кончил и отправил. Само собою разумеется, что ничего, кроме самого пакостного шума и треска, я ничего не мог выдумать. Зато какую милую итальянскую фантазию для оркестра я сочинил! — прелесть.
Петр Чайковский в письме к брату Анатолию, 1880
Очевидно, что упомянутая фантазия – это Итальянское каприччио (соч. 45), над которым Чайковский как раз работал в начале 1880 года. К счастью для композитора представление «живой картины» с его музыкой не состоялось.

Александр III
Следующий император, в отличии от отца, был ярым поклонником музыки, часто присутствовал на музыкальных концертах и спектаклях и любил музицировать на домашних концертах. В 1866 году к венчанию цесаревича на датской принцессе, принявшей имя Марии Федоровны, Чайковский сочинил «Торжественную увертюру на Датский гимн». В этом произведении композитор весьма искусно соединил гимны двух стран, символизируя союз двух молодых людей. Цесаревич оценил старания Чайковского и передал ему в дар золотые запонки.
Это произведение не часто звучит в концертах симфонической музыки, но несомненно заслуживает внимания как блестящий образец музыкального мастерства Чайковского.
С цесаревичем Александром Чайковский познакомился на спектакле «Евгений Онегин». Будущий монарх искренне благоволил к композитору, посещал премьеры или репетиции его новых сочинений, поощрял Чайковского писать церковные произведения. Так в 1881 году Александр жаловал композитору серебром 3 тысячи рублей, а с 1887 года Чайковскому выплачивали ежегодную пожизненную пенсию. Супруге императора Марии Федоровне Чайковский посвятил 12 романсов опуса 60. Она в ответ направила ему свой портрет с подписью. Сейчас он хранится в Доме-музее Чайковского в Клину.

Музыка Чайковского звучала в столице в день коронации Александра III. На торжественном обеде в Грановитой палате исполнили кантату «Москва», а на праздниках в Сокольниках – «Торжественный коронационный марш для оркестра». Оба произведения Чайковский написал по случаю восхождения на престол нового монарха по заказу сверху.
Никогда еще ничего я так скоро не сделал, как эти две вещи. Кажется, могу беспристрастно оценить эти два произведения, сказав, что марш шумен, но плох (не говорите этого Юргенсону и вообще никому), а кантата далеко не так плоха, как можно думать, судя по быстроте, с коей она написана.
Чайковский в письме к Танееву, 1883
Скептическое отношение Чайковского к «заказным» произведения не повлияло на их судьбу. В 1891 году этот марш первым прозвучал на открытии Карнеги Холла в Нью-Йорке под управлением самого композитора.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения