Кострома сегодня – это небольшой город с населением менее 300 тысяч человек на набережной Волги, который был основан не позднее 1152 года – на пять лет позже первого упоминания о Москве. В Костроме протекает одноименная речка, закрытая плотиной и образующая Костромское водохранилище. По-видимому, местная река и подарила название городу, по-другой версии – это слово финно-угорского происхождения, местное коренное население называло свою землю «землёй возмездия» на языке племени меря. Есть и славянские версии происхождения имени, восходящие, например, к слову «костёр».
Этот купеческий город, входящий в традиционный туристический маршрут «Золотое кольцо России», как и другие старые русские города, расположенные вдоль великой русской реки, хранит в себе памятники богатой истории нашего государства.
О ранней судьбе Костромы известно немногое – она была уделом владимирских князей, становилась объектом их споров и пострадала во время нашествия татаро-монгольского хана Батыя. С XIV века Кострома вошла в состав Московского княжества.
В костромском кремле когда-то с семьёй укрылся от татар великий князь Дмитрий Донской. Хотя старый кремль сгорел, но о нём сегодня напоминает камень-валун. Кострома обязана дочери Дмитрия Донского Анастасии основанным ей женским монастырем – Анастасииным, который стал частью знаменитой Богоявленско-Анастасьинской обители.
Изначально на месте обители было 3 монастыря: Богоявленский мужской, Анастасиин и Крестовоздвиженский женские. Они были объединены в один в XVI веке и подверглись разрушению в Смутное время.
Богоявленский мужской монастырь был основан Св. Никитой Костромским, родственником и учеником преподобного Сергия Радонежского. В XVII веке на месте разрушенных деревянных построек появились каменные, частично сохранившиеся и поныне, включая Богоявленский собор. Здесь есть чудотворная икона, которой благословляли Александра Невского. Считается, что она покровительствует беременным женщинам, невестам и всем, ищущим семейного благополучия.
Духовный центр Костромы сосредоточен также в Свято-Ипатьевском монастыре. Легенда связывает монастырь с именем татарского мурзы Четы. В 1330 году он покинул Орду, чтобы поступить на службу к московскому князю Ивану Калите, но по дороге заболел и был вынужден сойти на берег. Во время болезни, Чета увидел Богородицу со Св. Ипатием, которая велела ему возвести монастырь в честь Св. Троицы. После этого Чета крестился, основал монастырь и принял постриг. Он стал основателем нескольких фамилий, в том числе Годуновых.
Смутное время выделило из горожан человека-легенду, выдающегося патриота старосту Ивана Сусанина. Именно из костромского Ипатьевского монастыря был призван на царство первый представитель династии Романовых царь Михаил Фёдорович Романов. Однако, памятники Ивану Сусанину и Михаилу Романову возводятся позже – по приказу императора Николая I в середине XIX столетия. А сегодняшний Сусанин был создан в 1967 году, предыдущий был разрушен в 1920 годы.
Кострома стала провинциальным городом Московской губернии при Петре I. В период территориальной реформы, Екатерина II присвоила ей герб – изображение золотой галеры «Тверь», на которой императрица посетила старинный город. Тогда же, во второй половине XVIII века, перестраивается костромской кремль, строятся гостиный двор и торговые ряды, утверждается генеральный план застройки Костромы. Мы и сегодня видим дворянские усадьбы этого времени, в том числе Дворянское собрание — усадьбу Дурасовых.
Другой знак внимания Екатерины II положил начало кинематографическому интересу к Костроме 2017 года. Город стал местом съёмок благодаря своей кровавой жительнице – помещице Салтыковой («Салтычихе»), о которой до сих пор в назидание потомков снимаются фильмы. За то, каким изощренным способом Салтычиха мучила своих крепостных крестьян, она на западный манер была помещена императрицей в звериную клетку и экспонировалась перед подданными.
Недалеко от Костромы, в имении Щелыково Костромской области, родился писатель А.Н. Островский. В честь героини одноименной пьесы Островского Снегурочки предприимчивыми людьми был возведён модный музей (терем), уже успевший стать туристическим брендом Костромы.
Очень интересной достопримечательностью Костромы в наши дни стал Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода». Деревянные дома, свезённые сюда из окрестных сёл, сегодня превращены в познавательную историю крестьянского быта. Здесь «изба бедняка» Чаплыгина, жившего со своей старухой на подаяние, курная чёрная «изба-двойня» Тарасова, богатая изба, созданная бригадой мастеров Зириновых. Экскурсия по этому комплексу старинных построек даёт возможность детишкам познакомится с историей русского крестьянства и наглядно узнать о том, что такое бабий кут (угол), как выглядит божница в красном углу, как устроена русская многофункциональная печь и какие диковинные предметы использовали наши предки.
В середине XVIII века Кострома становится текстильным центром. Костромские льняные ткани были лидерами по доле рынка в России. Они стали основой капитала русских купцов Третьяковых, и на деньги, вырученные от продажи сотканных костромичами льняных тканей, купцы приобретали живопись, которая превратилась в лучшее собрание русской живописи – Государственную Третьяковскую галерею. «Мы выткали Третьяковскую галерею», — говорят костромичи.
Текстильный центр Костромы располагался напротив Ипатьевского монастыря. Хотя многие текстильные предприятия Костромы и разрушены лихолетьем, но 80% льняных тканей в наши дни экспортируется. Костромичи держат марку.