19 января 2023 года, в 77-ю годовщину со дня рождения основателя Новой оперы Евгения Колобова, состоялась премьера оперы «Доктор Атом» современного американского композитора Джона Адамса. Трудно представить себе что-то более актуальное для современного слушателя — «Доктор Атом» звучит как мощнейший антивоенный призыв, как предвестник Апокалипсиса для тех, кто разжигает огонь ядерной войны и тех, кто молча взирает на неуёмные амбиции глобальных политиков.
«Нам трудно понять немцев, когда они говорят, что не противостояли фашизму и не выходили на митинги, считая их бессмысленными», — цитируются в тексте учёные-ядерщики, преимущественно представители либеральной интеллигенции США.
Хотя вся жизнь Евгения Колобова пришлась на послевоенное время и он не дожил до нынешнего противостояния двух миров, всё чаще называемых Третьей Мировой войной, «неистовый маэстро» в своём творчестве неизменно воплощал дух своей эпохи. Он славился умением так представлять классические музыкальные произведения, что вызывал мощный эмоциональный отклик у слушателя. Можно себе представить, как в его исполнении прозвучала бы опера «Доктор Атом», герои которой за год до его рождения реализуют ядерный проект! Её в память маэстро и в его традициях поставил Фёдор Леднёв.
Действие оперы (она даётся в концертном исполнении) начинается за месяц до испытания атомной бомбы, которой затем суждено было упасть на японские города Хиросима и Нагасаки, а заканчивается накануне разрушительного момента, унесшего жизни десятков тысяч человек. Чем дальше, тем медленнее тянется время, тем более нарастает напряжение и тем явственнее ощущение кошмарного конца, который стал явью благодаря участникам «Манхэттенского проекта».
Кому служит американский физик Дж. Роберт Оппенгеймер (его партию блистательно исполняет Дмитрий Зуев), выдающийся американский физик-теоретик и знаменитый интеллектуал? Какая боль пронзает его сердце? Та ли это боль, которая испепеляет душу английского поэта Джона Донна, который в свои «Священные сонеты» вложил всю скорбь от потери любимой жены и всю глубину раскаяния за свои грехи? «Я — смерть, разрушитель миров!», — звучали во время работы в его голове цитаты из Бхагавадгиты.
Вступающая в диалог с «Гибелью богов» Вагнера, где жизнь продолжается после гибели богов, построенная на диссонансах, опера «Доктор Атом» не обещает зрителю разрядки в виде успокоения Рейна. Тёмные силы захватывают героев; в общем потоке тонут все искры обращений к Богу и кажется, будто бы в мире побеждает зло — наступает Конец времён.
Гимны восточным богам-разрушителям, стихи Шарля Бодлера и Мюриэль Рукейзер — это не только музыкальный материал, но и произведения культуры, которые действительно вдохновляли участников «Манхэттенского проекта» в работе над ним. Гениально вписанные Джоном Адамсом в его оперу, они — часть реальной жизни, материалов участников проекта, рассекреченных правительством США.
Прекрасен оркестр Новой Оперы, игра которого держит слушателей в накале эмоций до конца. Прекрасны голоса певцов, мастерски передающие тексты физиков.
Но наибольшую признательность зал испытывал, пожалуй, к Екатерине Мирзоянц, которая воплотила образ жены главного героя Кэтрин Оппенгеймер, как за вокальное мастерство, так и за её важную роль в описываемом действии. Член компартии США и убеждённый гуманист, эта женщина не сумела пережить преступления 1945 года. После запуска бомбы Китти начала глушить страдания в алкоголе, а свою жизнь она посвятила исследованиям воздействия радиации на жертв ядерной войны.
Если и есть надежда на благоразумие среди мира жестокой мужской политики, то не женскому ли началу предстоит её реализовать?